Главная - Возникновение человека и общества - Трудовая теория антропогенеза

Трудовая теория антропогенеза

В первых книгах, посвященных доказательству животного происхождения человека, написанных Гексли и Фогтом, вопрос о движущих силах антропогенеза решался перенесением на человека открытой Дарвином фундаментальной закономерности эволюции живой природы - естественного отбора. Вера в него была настолько сильна, сильна, что сомнения во всеобщности его действия, в возможности объяснить с его помощью многие особенности развития человеческого общества у первых адептов дарвинизма даже не возникали.

Исключение составлял сам Дарвин, сформулировавший оригинальную концепцию антропогенеза, хотя и базировавшуюся на теории естественного отбора, однако не в полной степени.

Исключительная проницательность и глубина мышления Дарвина сказались и в его подходе к происхождению человека: он прозорливо отметил своеобразие человека в сравнении с животным миром и скорее интуитивно почувствовал, чем логически понял то, что осталось скрытым от его последователей: невозможность объяснить происхождение человека только естественным отбором, всесильным в мире животных. Им был призван на помощь половой отбор - та своеобразная форма естественного отбора, которую он принимает и в мире животных, но которая, по его мысли, достигла наибольшего развития у человека.

Этим в учение о происхождении человека вводился психологический фактор и намечалось отличие антропогенетического процесса от всех предшествовавших ему процессов в животном мире.

Однако, будучи новаторской по существу, в своей конкретной форме дарвиновская концепция антропогенеза не была свободна от недостатков. Половой отбор, как и естественный, не был в состоянии объяснить появление и формирование многих специфически человеческих качеств. В частности, появление и эволюцию всех элементов гоминидной триады невозможно ни понять, ни объяснить, если пользоваться только гипотезой полового отбора: ни совершенная рука, ни крупный мозг не обеспечивали никакого преимущества в процессе размножения, ибо они не фиксируются визуально. Исключение составляло, может быть, ортоградное передвижение, но и здесь неясно, почему оно должно было служить предметом предпочтения у особей противоположного пола.

Таким образом, концепция Дарвина наметила путь отхода от объяснения происхождения человека сугубо и только биологическими причинами, но сам он не продвинулся далеко по этому пути.

Принципиально новой была трудовая теория антропогенеза, сформулированная и развитая Ф. Энгельсом. Работа эта была написана в 1873-1876 годах на основе всего накопленного к тому времени материала, в основном сравнительно-анатомического характера: известные тогда ископаемые находки были слишком фрагментарны, чтобы дать какую-то информацию, и не были использованы для анализа процесса антропогенеза. К сравнительно-анатомическому материалу был применен диалектический метод, обогащенный произведенной в те годы критической ревизией философских основ естествознания.

Эта теория показала, что ни естественный, ни половой отбор не в состоянии объяснить формирование человека как существа социального, что социальные институты общества не могли быть вызваны к жизни биологическими закономерностями. Их место занял труд, совместное производство материальных благ и средств существования. Простой поиск предоставляемой естественной средой пищи, как ни велика была его роль на ранних этапах истории первобытного общества, не мог обеспечить интенсивно прогрессирующий вид предшественников человека достаточным количеством необходимой энергии, и это закономерно подводило к переходу на более высокую ступень освоения природной среды, к переходу к труду.

Вместе с тем уже в процессе собирательства могло спорадически осуществляться перераспределение добытого, что создавало предпосылки возникновения общественных форм социальной организации и быта.

Эти черты общественных форм жизни значительно усилились, как только древнейшие предки человека перешли к изготовлению простейших орудий труда. Они трудились совместно, первоначальный труд был общественным трудом и, следовательно, не только совершенствовал биологическую природу человека, но и создавал общество. В процессе такого совместного, или общественного, труда возникли и развились первые, самые примитивные формы общественной организации и люди были приведены к необходимости, "что-то сказать друг другу".

Таким образом, принципиальное усовершенствование коммуникации, так резко отличающее человеческое общество от сообществ животных, также явилось результатом и следствием трудовой деятельности. Одновременно язык явился мощным стимулом дальнейшего развития самой трудовой деятельности, так как он значительно усилил циркуляцию информации как между членами коллектива, так и между поколениями.

Вместе с переходом к звуковой речи человечество в процессе труда освоило огонь, что изменило характер пищи, а с нею и обмен веществ. Одним словом, совместный труд повлек за собою кардинальные изменения во всех сферах жизни.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:14:34