Главная - Возникновение человека и общества - Трудовая деятельность и обеспечение передачи информации

Трудовая деятельность и обеспечение передачи информации

Трудовой процесс информативен в самом широком смысле, поскольку он не только сам постоянно рождает новую информацию, но невозможен без нее, а также зависит в высокой степени от состояния каналов передачи информации и ее циркуляции.

Основное средство передачи информации и от частного индивидуума к индивидууму, и от людского поколения к поколению у человека стала звуковая речь. Информативным функциям языка в настоящее время посвящено много исследований, но информативность языка в первобытном обществе не изучена. Можно только предполагать, что она была не меньшей, а скорее всего, даже большей, чем в нынешнюю эпоху, поскольку информативная роль прочих средств передачи информации, которые распространены в современном обществе, тогда сводилась к нулю.

На исключительную роль обучения в овладении новыми навыками технического порядка указывали многие исследователи.

Передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему должна была стать одним из важнейших стимулов развития звуковой речи. Не меньшую роль играла, очевидно, и передача информации от одного члена коллектива к другому члену: выбор мест охоты и маршрутов передвижения, взаимодействие во время охоты и при длительных переходах, совместная оборона - все это требовало быстрого обмена информацией, для чего звуковые сигналы из-за возможности пользоваться ими и ночью наиболее пригодны. Кинетическая речь, которую Н. Я. Марр и его последователи рассматривали как исходное состояние языка, в этом отношении гораздо менее удобна, о чем свидетельствуют и этнографические примеры: во всех обществах, в которых она имеет распространение, ее роль подчиненна.

Итак звуковой сигнал возник как естественный ответ на необходимость передавать информацию от одного члена первобытного коллектива к другому. Используется он в этом качестве и животными, которые очень часто издают звуки, предупреждающие об опасности, сигнализирующие об обнаружении корма. Особенно развиты звуковые сигналы у высших обезьян, в частности у шимпанзе звуковая сигнализация насчитывает свыше 20 различающихся звуковых сигналов с четкой, если можно так выразиться, "смысловой" нагрузкой.

Они делятся на две группы - аффектированные звуки, выражающие чувства угрозы, голода, ярости, и так называемые жизненные шумы, которые животное издает в спокойном состоянии и которые не связаны ни с какой эмоциональной настройкой. В. Бунак высказал гипотезу, согласно которой речь возникла на базе именно жизненных шумов, однако в лингвистической литературе приведены возражения против такой постановки вопроса и аргументировано представление о возникновении ее на основе аффектированных звуков. Нам последняя точка зрения кажется ближе к истине, но окончательный выбор между ними, разумеется, дело будущего.

Первое коренное и принципиальное различие между использованием звуковых сигналов животными и человеческой речью, пусть даже примитивной, заключалось в объеме передаваемой информации. Один из исследователей поведения гориллы писал, что у животных нет представлений ни о прошлом, ни тем более о будущем, они фиксируют только настоящий момент. У древнейших предков человека представление о прошлом появилось, как только при охоте стало учитываться состояние животного, на которое охота производилась.

Такое расширение информации за пределы настоящего момента, включение в нее прошлого резко увеличило ее объем и, следовательно, должно было привести к значительному усложнению звуковой сигнализации. Некоторую косвенную возможность датировать этот процесс дало изучение эндокрана синантропа: заметное на нем разрастание участка между затылочной, височной и теменной долями было использовано Я. Рогинским как указание на возросшую роль слухового анализатора, а последнее обстоятельство соблазнительно поставить в непосредственную связь с развитием звуковой речи. В целом это наблюдение свидетельствует о том, что, во всяком случае, на уровне возникновения подсемейства людей звуковые сигналы заняли место основного средства передачи информации.

Фундаментальное увеличение объема информации потребовало выработки как можно более экономных приемов и методов ее кодирования при передаче. Поначалу это вызвало изобретение фонем - самых элементарных единиц структуры звуковой речи. Затем - способов соединения фонем в более усложненные звуковые сигналы - это слова. Ну а потом последовали и разработка наиболее целесообразных методов группирования слов, рождение грамматических категорий. И то и другое оказалось необходимым, потому что большой объем информации не может быть быстро передан с помощью средств передачи, организованных по принципу аддитивности. Не обеспечивают такие средства и должной избыточности информации.

Таким образом, второе (и главное) коренное отличие человеческой речи от звуковых сигналов животных заключалось в ее фонетической организации и грамматической структуре. Окончательно оформилась такая речь, надо думать, вместе с появлением подсемейства людей.

Какую функцию выполняла речь при передаче трудового опыта от одного поколения к другому?

Прямых наблюдений такой передачи практически почти нет, и существующий пробел может быть пока восполнен лишь некоторыми в достаточной мере умозрительными соображениями. В соответствии с первым из них кратковременность встречи поколений при характерной для палеолита малой продолжительности жизни приводила к затруднениям в передаче трудового опыта, что замедляло технический прогресс. Согласно другому теоретическому рассуждению, напротив, необходимость изобретать какие-то технические детали в каждом поколении заново ускоряла технический прогресс, так как над новым поколением не довлел груз традиций.

В действительности, вероятно, имели место обе возможности. Четко фиксируемый реальный прогресс в технике обработки камня и локальные различия в культуре, прослеживаемые с нижнего палеолита, свидетельствуют о передаче традиционного опыта, как бы она ни была затруднена малой продолжительностью жизни. В свою очередь это последнее затруднение должно было играть значительную роль.

Таким образом, налицо была, по-видимому, диалектическая борьба двух противоположных тенденций, каждая из которых побеждала другую лишь на короткий промежуток времени. В такой ситуации коммуникативная информаторная функция звуковой речи не могла не иметь огромного значения.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:16:06