Главная - Возникновение человека и общества - Стадная жизнь приматов

Стадная жизнь приматов

Отношения между самцами приматов в зоопарках обострены из-за недостатка самок, что и привело некоторых исследователей к выделению сексуального фактора как основного в регулировании взаимоотношений внутри обезьяньего стада. Между тем на основании последующих и более глубоких наблюдений и особенно превосходных по глубине и тщательности опытов и наблюдений Н. Войтониса можно говорить еще минимум о двух регулирующих стадные взаимоотношения приматов моментах:

а) взаимном тяготении матери и детеныша;
б) взаимном тяготении однополых особей друг к другу.

Таким образом, регулирующие механизмы внутри обезьяньего стада достаточно многочисленны, что позволяет говорить о его относительно высокой упорядоченности. Этот вывод умаляет роль широко распространенной в историко-этнографической литературе концепции, согласно которой обуздание зоологического индивидуализма предков человека было основой складывания социальных отношений в первобытном обществе.

Спору нет, зоологический индивидуализм довольно бурно проявлял себя в истории первобытного общества, о чем свидетельствуют следы искусственных механических повреждений на скелетах ископаемых людей. Однако и в этом случае можно предполагать, что он не был свойствен предкам человека изначально и усилился, скажем, у палеоантропов по каким-то нам неясным историческим причинам. Во всяком случае, роль ограничивающих его сил в возникновении социальной организации выглядит в свете данных о стадных взаимоотношениях приматов гораздо более скромной, чем обычно считается.

Последние годы обогатили нас детальным знанием экологии многих видов обезьян, в том числе наиболее близких человеку - шимпанзе и гориллы. Многочисленные наблюдения за поведением обезьян в естественных условиях позволили сделать несколько выводов, важных для реконструкции древнейших этапов развития социальной организации.

Первый из них - крайняя лабильность стадной структуры человекообразных обезьян, текучесть, неустойчивость стада как в отношении числа его членов, так и его состава. Отдельные особи свободно покидают стадо и так же свободно присоединяются к нему, не вызывая внутри него никаких столкновений. В принципе такая текучесть стада и неустойчивость стадных взаимоотношений способствуют свободной и быстрой перекомбинации генов и создают благоприятные предпосылки для дальнейшей эволюции.

Второй вывод, который может быть сформулирован на основании работ по экологии человекообразных обезьян, касается структуры их стадных коллективов. Во главе стада обычно стоит вожак - крупный и сильный самец. Кроме него в стаде могут быть еще два-три самца помоложе. Несколько самок с детенышами разного возраста дополняют стадо. Таким образом, его численность колеблется в широких пределах, от пяти до двадцати индивидуумов.

Третий и последний вывод заключается в том, что в обезьяньем стаде, живущем на воле, разного рода стычки между особями довольно редки и они разрешаются как правило мирным путем: до настоящей драки конфликтные ситуации доходят редко.

Современные данные, собранные  по экологии животных, говорят о том, что даже совсем близкие виды могут в значительной степени отличаться поведением друг от друга - в зависимости от текущих условий их жизни и обусловленных этими условиями эволюционных адаптаций. Следовательно, переносить на наших древнейших предков сведения, почерпнутые из научно-экологических изысканий человекообразных обезьян, механически не следует. Однако пользовавшаяся весьма широким хождением в литературе историко-этнографического плана концепция о промискуитете как о состоянии, исходном для развития типичной семьи, не опиралась также на данные прямых наблюдений и основывалась она на неправомерной экстраполяции тех данных, которые относились к более поздним вехам истории человечества.

Наблюдения над экологией наших предков - высших приматов говорят о том, что стадные взаимоотношения в жизни человекообразных обезьян реализуются по тому виду, который принято считать гаремной семьей.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:15:20