Главная - Возникновение человека и общества - Род Homo

Род Homo

Род Homo, представленный сначала неандертальцами, формируется на рубеже среднего и верхнего плейстоцена, и вместе с ним появляется мустьерская культура. Многие неандертальские формы найдены вместе с культурой ашёльского типа, но это не должно нас удивлять: бесчисленные примеры говорят о том, что формирование не только новых родов, но даже видов происходит на протяжении длительного времени. В целом, однако, неандертальский вид падает на мустьерскую культуру, которая по традиции чаще всего объединяется с шелльской и ашёльской и включается в нижний палеолит.

Правомерно ли такое включение и не выделяется ли мустьерская культура значительно более высоким уровнем технического развития, чем предшествующие ей культуры нижнего палеолита?

Начнем с того, что сейчас для характеристики мустьерской культуры имеется гораздо больше данных, чем три-пять десятилетий назад, и она предстает перед нами исключительно сложным общественно-культурным явлением. Активные диспуты по проблемам неандертальских погребений закончились в конце концов их признанием, поскольку факты слишком демонстративны: это и правильно ориентированное по сторонам света положение скелетов, явные следы устроенных погребальных ям, аккуратная обкладка погребенного черепами животных.

Неандертальцы сделали дальнейший шаг на пути приспособления внешней среды к своим нуждам и изобрели жилище, что позволило им оторваться от районов с пещерами и значительно расширить ареал обитания. Наконец, в мустьерских памятниках найдено несколько предметов, которые можно истолковать как свидетельство образования первых, самых примитивных эстетических представлений.

Всем этим мустьерская культура резко отличается от шелльекой и ашёльской. Но ее сравнительно высокий уровень не исчерпывается этим: для мустье, как теперь выясняется, характерно огромное разнообразие локальных вариантов со своими традициями в обработке кремня. Опираясь на все эти данные, исходя также из своеобразия неандертальского вида человека и окончательного формирования нового рода с наступлением эпохи мустье, мы и предлагали вернуться к старым, когда-то распространенным в нашей литературе представлениям и выделить мустье как самостоятельную ступень в истории палеолитического времени - средний палеолит, длительность которого приблизительно совпадает с временем бытования неандертальца.

Где проходит граница между мустье и верхним палеолитом и в какой мере она соответствует хронологической границе внутри рода Homo?

Некоторые старые находки, такие, как находка в Староселье, показывают, что в позднем мустье уже существовали сапиентные формы. В то же время широко распространенное мнение о полном или почти полном прекращении эволюции с появлением современного человека опровергается новейшими исследованиями эндокранов ископаемых людей современного вида. Таким образом, как и во всех предыдущих случаях, граница между двумя видами людей не носит абсолютного характера и соответствует, по-видимому, нескольким тысячам лет - вероятному времени сосуществования неандертальцев с современными людьми.

При всей размытости и нечеткости такой границы можно с уверенностью сказать, что и современный вид человека появился с культурой нового типа, в которой нашли полное воплощение явления, зачаточно представленные в мустье. Исключительное разнообразие каменного инвентаря и локальных вариантов кремневой техники, расцвет первобытного искусства, довольно большие жилища с несколькими очагами - все это знаменует начало того культурного подъема, который продолжается до сих пор.

Соответствие в общих чертах этапов развития каменной индустрии и стадий прогрессивной морфологической перестройки древних предков современного человека является еще одним очень веским доказательством справедливости трудовой теории антропогенеза. Рост производительных сил, выражавшийся, в частности, и в усовершенствовании каменной индустрии, ставил перед морфологией человека, образно выражаясь, задачи, которые она должна была решать. Затруднения в решении этих задач создавали благоприятную почву для действия отбора и элиминации особей и популяций с примитивной морфологией, не справлявшихся с потребностями развивающихся производительных сил.

Таким образом, чутко реагируя на прогресс трудовой деятельности и материальной культуры, морфологическая структура изменялась вслед за ними. Труд, следовательно, не только создал человека, но и формировал его на протяжении всего четвертичного периода. Взаимодействие между морфологией и трудовой деятельностью было диалектическим и неравномерным - иногда прогресс трудовой деятельности обгонял прогресс морфологический (галечные культуры австралопитеков), иногда наоборот (появление неандертальского комплекса признаков еще с ашёльской культурой), но при всех этих отступлениях от прямого пути именно развитие труда определяло общее поступательное движение человечества от примитивной предковой обезьяноподобной формы до современного человека.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:14:52