Главная - Возникновение человека и общества - Галечные культуры и начало труда

Галечные культуры и начало труда

Трудность разработки объективных критериев выделения древнейших орудий труда из массы необработанных камней не охладила пыла поисков древнейших следов человеческой деятельности. Возникновение проблемы эолитов, то есть наиболее древних из обработанных рукой человека каменных орудий, как раз и явилось реакцией на эту трудность, стремлением преодолеть ее и найти возможности для реконструкции первых этапов развития материальной культуры. Огромный труд Г. Обермайера дает представление о том, как решалась эта проблема в начале прошлого века.

Многочисленные серии эолитов хранились во многих музеях мира, подавляющее большинство их происходило из третичных слоев. Этим автоматически положительно решался вопрос о существовании третичного человека. Критическое изучение геологических обстоятельств находки эолитов привело к выводу об их естественном образовании и о многообразии природных процессов, в результате которых получаются в конце концов обитые и даже ретушированные камни, очень похожие на искусственно обработанные.

Этим проблема эолитов как доказательства существования третичного человека и начала трудовой деятельности еще в конце третичного периода была снята с повестки дня.

После того как была разработана типология каменного инвентаря, шелльская культура на протяжении нескольких десятилетий считалась древнейшим этапом первобытного общества. Очень сильную брешь в этом представлении пробили работы Р. Дарта, потратившего много сил на основательное доказательство орудийной деятельности австралопитеков. Сначала Дарт привел свидетельства использования огня той формой австралопитеков, которую он сам обозначил как Australopithecus prometheus, затем опубликовал результаты обстоятельного анализа найденной с австралопитеками фауны, подвергнутой искусственной обработке.

Длинные кости и рога антилоп подправлялись австралопитеками и систематически использовались в качестве ударных орудий - на этом основании Дарт выделил специальную "костяную" культуру, предшествовавшую каменной. Правда, на первых порах его выводы вызывали скептическое отношение, в том числе и в отечественной литературе, однако следы повреждений при ударах и повторяемость приемов подработки костей мешают разделить этот скептицизм.

Весьма возможно, что наряду с костью использовалось и дерево; во всяком случае, нижнепалеолитические орудия из него сохранились в благоприятных условиях Юто-Восточной Азии. Забегая вперед, скажем, что находки последних лет продемонстрировали очень раннее начало орудийной деятельности и следовательно, подтвердили наблюдения Дарта.

Переходя к этим новейшим находкам, следует подчеркнуть, что речь идет не об одном местонахождении, а об обширной зоне, охватывающей Африку, Центральную и Южную Европу, частично Азию. Это грубые рубящие орудия аморфного вида с одним или несколькими сколами. Датировка их варьирует в абсолютных цифрах от 2 млн. до 1 млн. лет, по геологической периодизации они относятся к позднему виллафранку, который включается теперь в четвертичный период. Именно на основании всех подобных находок выделена так называемая галечная культура, и термин этот укоренился в археологической литературе. Предложено уже несколько схем типологии галечных орудий, но ни одна из них не может считаться исчерпывающей.

Для так называемой кафуанской индустрии приведены доказательства ее естественного происхождения, однако многие другие находки, очевидно, действительно представляют собой простейшие орудия: на территории Африки их обычно объединяют в олдовэйскую, или олдованскую, культуру, если же они обнаружены в Европе или Азии, их называют просто прешелльскими.

Как бы ни были аморфны такие орудия, в повторяемости их форм и сходстве приемов обработки проявляется целевая направленность. Таким образом, они, несомненно, являются выражением целесообразных действий, а постоянство их формы, повторяющейся от поколения к поколению, свидетельствует об осознанности этих целесообразных действий. С этой точки зрения мы не видим базы для сомнений в возможности говорить о культуре в широком смысле слова и выделять специфический дошелльский ее этап, хотя такие сомнения характерны сейчас для многих археологов.

Ассоциируется эта культура с австралопитеками, и это подтверждается совпадением геологических датировок и прямым сочетанием костных останков австралопитеков и галечных орудий в слоях I и II Олдовэя.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:16:05