Главная - Возникновение человека и общества - Философский критерий в изучении истории человечества

Философский критерий в изучении истории человечества

По мере углубления в изучение истории человечества и в связи с разработкой все более генерализованных оценок планетного, а сейчас и космического воздействия человеческой цивилизации на окружающий мир совершенствовался и философский критерий выделения человека. Геолог А. П. Павлов предложил для четвертичного периода такой термин, как "антропоген", подчеркнув этим, что человеческая деятельность является основной геологической силой, действовавшей на протяжении четвертичного периода.

Геохимик А. Е. Ферсман писал о техносфере и техногенезе как созданиях человеческой цивилизации, кардинально преобразивших течение многих процессов на земной поверхности и в корне изменивших энергетику нашей планеты.

Во всех этих обобщениях учеными и исследователями подчеркивалось функциональное значение сложившейся человеческой культуры, изменение ею окружающей среды в такой сильной степени, что оказалось практически правомерным говорить о реализации совершенно новых процессов (принципиально иных, чем ранее) на земле, которые обязаны возникновением своим только деятельности человека - созидательной или разрушающей.

Но по-настоящему глубоко и всесторонне своеобразие такого явления, как человечество в истории Земли и космоса, было отражено в концепции В. И. Вернадского - создателя нескольких новых наук, выдающегося натуралиста и философа современности. Он создал учение о ноосфере (то есть сфере разума), в котором человечество рассмотрено как целое в своем взаимодействии с природой. С появлением ноосферы, писал Вернадский, началась особая, психозойская эра в истории нашей планеты, когда человек превратился в основную геологическую силу, воздействующую на природные процессы.

Многие аспекты ноосферы и управляющие ею закономерности еще недостаточно исследованы, но учение о ней занимает все большее место в современной науке. Можно отметить в качестве основных черт ноосферы интенсификацию всех идущих в ней процессов, постоянное расширение ноосферы, целенаправленность ее развития и крайнюю степень ее асимметрии.

В учении Вернадского о ноосфере не только нашло отражение представление о роли человечества на Земле, но и было подчеркнуто его космическое значение. С освоением космического пространства такое представление превратилось из творческого предвидения в факт, стало руководством к действию. Но оно одновременно вызвало к жизни ряд идей, далеко вышедших за рамки первоначальной концепции ноосферы. Речь идет об идеях множественности обитаемых миров во Вселенной, множественности ноосфер, основных типах их развития и способах установления контактов между ними.

Для всего этого комплекса идей был даже предложен объединяющий термин - экзосоциология. Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, удачен он или нет, подчеркнем лишь, что при таком подходе особенно четко видно особое место мыслящей материи и на нашей планете, и в космосе, принципиальное отличие цивилизации или цивилизаций от предшествующего им биологического уровня жизни и тем более от косной материи.

Введение в определение человека любой формы критерия орудийной деятельности и означает истолкование его анатомического своеобразия в понятиях, которые на самом деле значительно шире. Недавно было предложено выделять семейство гоминид, то есть человека и его непосредственных человекообразных предков, по комплексу признаков, связанных с трудовой деятельностью. Это предложение встретило поддержку. Но без трудовой деятельности не возникли бы признаки, положенные в основу выделения семейства, а трудовая деятельность выражает уже общественную, а не биологическую природу человека.

Следовательно, и здесь в решение биологической проблемы систематического положения человека привносится социологический момент более широкого значения, не имеющий к проблеме непосредственного отношения.

Резюмируя, можно сказать, что все попытки учесть трудовую деятельность человека как черту человеческой специфики есть философский критерий выделения человека из животного мира, в соответствии с которым человечество в известных отношениях противопоставляется всей остальной природе. На этом основании привлечение философского критерия к установлению масштабов морфологического своеобразия человека и его ближайших предков представляется неправомерным.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:16:10