Главная - Сила гипноза

Сила гипноза

То, о чем мы вам сейчас расскажем, произошло именно там, в царстве пламенного Ра, у подножия великих пирамид, несколько тысяч лет назад... Египетские жрецы знали гипноз и умело им пользовались.

Знакомство древних египтян с гипнозом не может подлежать сомнению. Немецкий этнограф Швейнфурт нашел в Верхнем Египте наскальный барельеф, относящийся к третьему тысячелетию до нашей эры, на котором изображена процедура гипнотизации или, как более принято говорить, чарования змеи. Есть и другие прямые и косвенные свидетельства, приводящие к тому же заключению. Нетрудно понять, как должны были в те времена потрясать воображение простых смертных «чудесные» откровения «свыше». Как возрастала от этого их вера в мудрость и всевластие богов, как увеличивалось их преклонение перед могущественной силой жрецов - обладателей тайн священных заклинаний.

По утверждению древнеримского историка Страбона, исцеления у египтян происходили в храме Сераписа. В это верили повсюду уважаемые люди и ради того, чтобы увидеть вещий сон, открывающий путь к выздоровлению, «спали там, - по выражению историка, - для себя и для других». Из того места Ветхого завета, где сообщается о состязании в чародействе между Моисеем и Аароном, с одной стороны, и египетскими жрецами - с другой, становится ясным, что последним было известно искусство внушения обмана чувств, например превращения палок в змей. В одном из древних исторических сочинений «О Изиде и Озирисе», авторство которого приписывают Плутарху, сообщается, что египтяне верили, будто дети могут предсказывать будущее, и прислушивались к их голосам, как к словам оракула, когда они играли в храме и говорили что-либо во время игры.

Можно еще приводить доказательства, но нужно ли? Разве этого недостаточно, чтобы убедиться, что египетские жрецы знали гипноз и умело им пользовались. Мы уже говорили, что в Древнем Египте знания были привилегией жрецов. Суровая кара ждала каждого, дерзнувшего проникнуть в их секреты.

А теперь давайте посмотрим, какой прием встретил гипноз в другой великой стране - в Индии.

Гипноз в Индии

Что Индия - страна чудес, это мы все знаем с детства. А одно упоминание об индусских факирах и йогах сразу настраивает нас на восприятие самых невероятных, непостижимых вещей. Но то, что и факиры и йоги обязаны своим искусством чудотворения в основном гипнозу, об этом знают немногие. Анализ особенностей сна йогов открывает в них много общего с гипнозом и связанными с ним явлениями. Можно сказать больше. Современная физиология видит в кажущейся мистичности приемов вызывания сна йогов не что иное, как реальные условия, способствующие процессу развития гипнотического состояния.

Изощренно используемый брахманами и йогами гипноз в немалой степени способствовал тому, что Индию и до сих пор называют страной чудес. Но надо прямо сказать, что гипноз, играя в течение тысячелетий роль практического воплотителя философско-религиозного мировоззрения, призывающего искать счастье жизни и ее высший смысл в отрыве от реальной действительности и в самопогружении, немало мешал пробуждению активных сил народа, мешал борьбе с колонизацией страны. Если говорить об использовании гипноза в религиозных целях, для одурманивания людей, для порабощения их, для связывания жизненной инициативы, то более яркого примера, чем судьба гипноза в Индии, не найти. И не случайно англичане любили называть Индию страной сна, страной гипноза. Им, подобно паукам, высасывавшим все жизненные соки из этой страны, щедро одаренной природными богатствами, было очень выгодно иметь дело с людьми, погруженными в состояние полной пассивности.

Божественный Калиостро, Великий Копт

«Доктор» Бальзамо, он же граф Калиостро, маркиз де Пелегрино, Великий Копт, Мелисса, Бельмонте, Феникс, Харат, Цисхис и прочая и прочая - вот только малая часть тех имен, званий и пышных титулов, под которыми выступал жаждавший приключений и наживы шарлатан. Умело эксплуатируя невежество элиты общества, он сумел, демонстрируя всяческие «чудеса» и «тайны» древней магии, прослыть величайшим чародеем XVIII века и волшебником, которому подвластны сверхъестественные силы, подчиняются стихии, покоряются пространство и время.

Картины «чудес от Калиостро» полностью соответствуют многочисленным описаниям подобных исцелений, производившихся в самые различные эпохи во дворцах и храмах: то же использование коллективного гипноза и экзальтации религиозно настроенной толпы, жаждущей чуда, атмосферы взаимного психического воздействия людей, их индуцированного самовнушения, которое так возрастает при скоплении больших масс, когда больные, психопаты и истерики легко впадают в различные по глубине гипнотические состояния, тем самым многократно повышая свою восприимчивость к внушению со стороны авторитетной и властной личности. Все это помогает им иногда избавляться (частично или даже полностью) от тех или иных болезненных симптомов и состояний истеро-невротического характера.

Похождения Калиостро, со значительным приближением к истине, описаны у Александра Дюма в его романе «Доктор Бальзамо». Как там, так и в других посвященных ему многочисленных описаниях явственно прослеживается широкое использование гипноза, на котором в основном и строились все «чудеса» великого мага, столь поражавшего воображение его современников.

Гипнотические приемы Григория Распутина

На исходе первое десятилетие нового XX века. Едва устояло самодержавие под натиском революционно-террористической грозы 1905 года. До самых основ испытало оно потрясение. В этот период на поверхность всплывают мистика и мракобесие самого низкопробного и изуверского толка. Как поганки после дождя, вылезли всякие спиритические кружки, общества оккультистов, астрологов, хиромантов, теургов-прорицателей и им подобных. Всевозможные варианты «черных, потусторонних наук» находят себе поклонников среди привилегированных слоев общества и тянувшегося «вверх» мещанства, среди интеллигенции, почувствовавшей растерянность, попавшей во власть пессимистических настроений, разочарования, вызванных событиями тех дней. Книжный рынок захлестнул поток шарлатанских книг и брошюр, в которых проповедовались давно опровергнутые наукой представления о существовании внутри человека неких сверхъестественных сил, вроде пресловутого магнетического флюида, с помощью которых можно легко достичь богатства, успеха в обществе, научиться предсказывать судьбу.

От светских властей не отстает и церковь. Кому, как не ей, любо все потустороннее и наукой необъяснимое. Основной стержень ее существа составляет именно вера в сверхъестественное. И вот то здесь, то там возникает молва о явленных иконах, чудотворных мощах. В церквах появляются «пророки» и «пророчицы», которым сам бог дает силу прозреть будущее в самом запутанном и трудном случае. Но особенно активизировались «целители».

Пальма первенства в чудотворениях досталась малограмотному мужику Гришке Распутину, пробравшемуся к самому трону и ставшему ближайшим другом, советчиком и наставником царствующих Романовых. Не будет преувеличением сказать, что в ряду авантюристов и шарлатанов всех времен и народов, в шеренге с Калиостро, Казановой, Сен-Жерменом и им подобными Распутину принадлежит, пожалуй, первое место по масштабу достигнутого успеха в воздействии на умы венценосных правителей и приобретении реальной власти и могущества. Обретенная им сила была столь велика, что уже ничто не могло ее пошатнуть. Казалось, даже напротив: чем более вызывающе, чем дерзостнее и нахальнее вел себя временщик, чем более цинично и открыто разоблачал свое истинное нутро, тем более упрочались его позиции и возрастала реальная власть и влияние на царскую чету.

Всем было известно, что фрейлина Вырубова - самый доверенный у царской четы человек. Она постоянно присутствует за столом императорской семьи. Они самой судьбой как бы были созданы друг для друга - Распутин и Вырубова. Оба они преуспели в искусстве влиять на умы и нервы дегенеративно отягощенных венценосных правителей России. Но только в данном отношении Распутин неизмеримо обошел Вырубову, не только обошел, а совершенно подавил и поработил ее саму. Распутин несомненно использовал данные своей впечатляющей внешности для гипнотического воздействия на свое окружение. Гипнотическое воздействие создавалось не столько с помощью одних глаз, сколько всем поведением, всей манерой его общения с людьми.

Далее приводим свидетельства, относящиеся к области распутинского гипноза.

Приобретаемая глубоко загипнотизированным способность к снохождению (что, собственно, и означает слово «сомнамбулизм»), его возможность отвечать на вопросы и выполнять приказания гипнотизера, в то же время оставаясь в сне, всегда производят неизгладимое впечатление на тех, кто впервые сталкивается с этим явлением. Вызывает большое удивление зрителя и, зависящее от глубокого изменения режима работы мозга в гипнозе, изменение, которое претерпевает в нем способность тела сохранять определенное положение в пространстве. Возникает особое явление восковой гибкости (так называемой каталепсии), при которой загипнотизированный может на длительное время застыть, как статуя, без малейшего движения, в самой неудобной и вычурной позе. Все это, вместе взятое, и еще ряд особенностей, проявляющихся в гипнозе, легко может создать у мистически настроенного зрителя впечатление о неземной отрешенности, об общении с потусторонними силами, о прозрении будущего и т.п.

Общее мнение знавших и специально наблюдавших его людей сводилось к тому, что Распутину нельзя было отказать в уме, находчивости и хитрости, в большой житейской сметке и прозорливости. Он умел понимать психологию людей, прежде всего мистически настроенных. И естественно, что эти его способности плюс гипнотические приемы в значительной степени способствовали созданию вокруг него ореола ясновидца, утешителя и целителя. Не без успеха применял Распутин и самовнушение.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:41:13