Главная - Возникновение и развитие родового строя - Время возникновения племени у людей

Время возникновения племени у людей

По вопросу о времени возникновения племени у людей существуют различные взгляды. Возникновение племени относят к мустье (или даже к ашёлю), к верхнему палеолиту, мезолиту, неолиту. А. Формозов, отстаивающий точку зрения о более позднем по сравнению с родом возникновении племени, ссылаясь на известное исследование С. Замятнина о появлении локальных различий в культуре палеолитического периода, утверждает, что "в палеолите мы нигде не можем выделить узколокальные культуры, объединяющие группу стоянок, расположенных в одном районе и имеющих много общих черт в инвентаре. Такие культуры, принадлежавшие, по-видимому, древним племенам, типичны для неолита".

Далее ученый делает вывод, что большие коллективы палеолитических охотников были замкнутыми и не объединялись в племена, в связи с чем в палеолите прослеживаются различия в культуре между отдельными стоянками, но не выделяются этнические племенные культуры. Появление племени исследователь относит к мезолиту, связывая этот процесс с имевшими место с конца верхнего палеолита изменениями в хозяйстве охотничьих общин, обусловленными, в частности, исчезновением крупных стадных животных и приведшими к дроблению крупных родовых общин на более мелкие группы. Части прежней большой общины, став самостоятельными, продолжали поддерживать между собой какие-то хозяйственные и культурные связи, что стало основой возникновения племени.

Таким образом, согласно этой гипотезе, племя - это в сущности разросшийся и расчленившийся на несколько частей род.

Нам кажется, что гипотеза эта уязвима и с этнографической, и с археологической точки зрения. Так, она не учитывает данных о дуально-родовой экзогамии как начальной форме брачных отношений между родами. Эти данные, наиболее полно собранные и проанализированные А. Золотаревым в его работе "Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний", не принимаются во внимание А. Формозовым.

Что же касается археологии, то исследования последних лет показали, что уже в мустье существовали четко очерченные узколокальные культуры (например, молодовская). Много таких культур известно и для верхнего палеолита, например средне-днестровская на Русской равнине, кремская, виллендорфская и павловская в Центральной Европе, группа памятников типа Парпальо в Испании. Вероятно, каждая из таких культур принадлежала одной этнической общности племени, так как для общины территория археологической культуры (50-150 км в поперечнике) слишком велика.

Нам представляется убедительным положение о том, что археологические факты, в частности наличие в мустье различных локальных вариантов, свидетельствуют о существовании племени уже в это время. В пользу такого предположения, на наш взгляд, говорят и данные о наличии в мустьерское время родового строя, который, как свидетельствует этнография, невозможен без племени, хотя бы слабо оформленного.

Все более спорным кажется тезис о замкнутости коллектива палеолитических охотников, также иногда приводимый в качестве доказательства отсутствия племени. Изучение каменного инвентаря мустьерского времени показывает быстрое распространение одного и того же открытия в области техники обработки камня на больших территориях почти в одно геологическое время. Это говорит о постоянных связях между соседними коллективами. Увеличение в мустьерское время контактов между отдельными общинами констатируется многими исследователями этнокультурных областей.

Допущение того, что зачатки племени, или предплемя, могли возникнуть еще в ашёле, пока не имеет, на наш взгляд, достаточного фактического обоснования. Неверной представляется и прямо противоположная мысль о возникновении племени, как правило только с переходом к земледелию и скотоводству, и лишь в порядке исключения - у этнических групп с высокоразвитой охотой или рыболовством. Такая точка зрения связана с неправомерным сужением понятия племени лишь до его социального аспекта.

Действительно, племен как развитых социальных общностей, имевших четкую структуру, племенной совет, вождя, не было ни в верхнем, ни тем более в среднем палеолите. Не было их и у многих групп охотников неолита, как мы можем судить об этом по данным этнографии (эскимосы, нганасаны, аборигены Австралии). Однако у них существовали более ранние формы племени как этнической и социальной общности, характеризовавшейся такими признаками, как наличие племенной территории, определенная экономическая общность и взаимопомощь соплеменников, преобладание племенной эндогамии, единые культура и язык, племенное самоназвание и самосознание.

Можно предполагать, что этими же признаками, хотя и менее четко выраженными, характеризовались и племена людей среднего и верхнего палеолита. Во всяком случае, на единство племенной территории и культуры указывают данные археологии.

При настоящем уровне знаний нам представляется наиболее вероятным, что род и племя возникли в среднем палеолите. Но, по-видимому, в эту эпоху род еще не стал повсеместной формой социальной организации первобытного человечества и существовал лишь у некоторых групп людей, особенно оседлых, тогда как другие группы продолжали жить стадами или выраставшими из них разными типами локальных, но еще не родовых бродячих общин.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:14:08