Главная - Возникновение и развитие родового строя - Существование у людей среднего палеолита достаточно сложной социальной организации

Существование у людей среднего палеолита достаточно сложной социальной организации

Свидетельствами существования у людей среднего палеолита достаточно сложной социальной организации могут служить также новые или лишь недавно завоевавшие общее признание факты, указывающие на развитость духовного мира этих людей, на их стремление к осмыслению своей жизни. Мы имеем в виду обнаруженные в течениепоследних десятилетий следы магических церемоний мустьерцев, а именно погребения костей бурого медведя в мустьерском культурном слое пещеры Регурду во Франции и следы магических церемоний в пещере Базуа в Италии (неандертальцы кидали комки глины в сталагмит, напоминающий фигуру животного).

Особенно интересны в связи с вопросом о социальной организации людей среднего палеолита погребения неандертальцев. Как справедливо отмечает А. Окладников, "как бы ни расценивать эти погребения, как бы их ни объяснять, но в любом случае они свидетельствуют об осознании неандертальскими людьми взаимной социальной связи, о взаимопомощи и заботе членов первобытной общины друг о друге. Иначе неандертальцы бросали бы умерших членов своего коллектива на произвол судьбы, не выкапывали бы (при этом иногда с большими усилиями) специальные ямы для захоронения их тел и не зарывали бы их в землю. Сам по себе акт захоронения умерших членов коллектива свидетельствует, таким образом, об устойчивости и силе связей, скреплявших первобытную общину неандертальцев".

Конечно, трудно с полной уверенностью оценить, имеем ли мы в данном случае дело с уже возникшими родовыми общинами, или с их зачатками, или с общинами какой-то иной структуры; однако находки поселений мустьерцев во Франции и на других территориях, сохранение в Молодове одного типа жилища от мустье до конца верхнего палеолита, а также данные о связях между соседними общинами, по-видимому, свидетельствуют в пользу гипотезы о раннем возникновении родового строя, - вероятно, не позднее конца мустье. А поскольку все развитие социальных отношений, происходившее на протяжении палеолита, имело своим результатом, как показывают данные этнографии, возникновение рода, а не чего-либо иного, то суть этого процесса и заключалась в становлении родовой организации, в эволюции каких-то первых ее истоков и зачатков.

Что касается начала верхнего палеолита, то от него до нас дошли такие хорошо известные и выразительные памятники, как вмещавшие не одну сотню людей общинные жилища в Косгенках I, Авдеево, на многих стоянках в Чехии.

Весьма показательны находки на этих стоянках женских фигурок с подчеркнутой передачей женских форм. Такие фигурки сходны по многим деталям от Дона до среднего Дуная, а возможно, и дальше на запад. Вне зависимости от того, трактовать ли их как образ женщины-родоначальницы, типичный для материнско-родовой организации и отражающий ее идеологию, или как образ женщины-хозяйки очага, наличие фигурок доказывает большую роль материнского начала в обществе и в представлениях людей верхнего палеолита.

Не так давно Н. Бутинов высказал мнение, что женские фигурки верхнего палеолита - это изображения женщин, которых похищают, и что их распространенность связана с развитием брака похищением, который и привел к введению экзогамии. Нам эту точку зрения трудно принять, так как она не подкрепляется этнографическими аналогиями. Есть и некоторые другие гипотезы о значении женских статуэток, но и они носят чисто умозрительный характер.

В целом нам представляется, что новые данные подтверждают высказанную А. Окладниковым точку зрения, что первые зачатки формирования материнской родовой общины имеют место в мустье и оформляются окончательно в период верхнего палеолита. Прямым указанием на формирование материнского рода именно в это время можно считать, с одной стороны, их жилища общинного типа, а с другой стороны - весьма широко используемые изображения женщин; их можно трактовать в виде образов женщин-родоначальниц, которые известны, по фольклорным данным, в частности, у алеутов и эскимосов.

В настоящее время сторонниками взгляда о возникновении рода в мустье является немалое число ученых-исследователей, исходящий из высокой производительности труда палеоантропов.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:13:39