Главная - Возникновение и развитие родового строя - Существование рода и общины

Существование рода и общины

Всем сказанным на предыдущих страницах сайта мы никак не хотим умалить роль общины в истории первобытного общества. Ее значение, бесспорно, очень велико, однако нет никаких оснований противопоставлять ее роду и ставить вопрос об основной социальной ячейке первобытного общества альтернативно: род или община?

Достоверное существование общины без рода в недавнее время известно лишь для некоторых народов, но и они, утратив родовую структуру, сохраняли ее более или менее отчетливые пережитки (чукчи, эскимосы, атапаски, алгонкины, индейцы прерий, индейцы бассейна р. Шингу). Можно предполагать, что в период перехода от стадной организации к родовой в течение какого-то отрезка времени, лежащего на рубеже среднего и верхнего палеолита, локальные безродовые общины также могли сосуществовать с родовыми коллективами, пока не были вытеснены последними под действием биосоциального отбора.

Всю остальную часть истории первобытного общества, от верхнего палеолита и до начала перехода к классовому обществу или до утраты рода отсталыми обществами новейшего времени, род и община существуют совместно и тесно переплетаясь (австралийцы, большая часть племен Южной Америки, малые народы Сибири, многие отсталые племена Индии и Индонезии).

Нам думается, что сущность диалектического единства общины и рода удачно сформулирована следующим образом: "В эпоху расцвета первобытного общества род был немыслим без родовой общины, родовая община без рода". В эту эпоху локализованный род, члены которого составляли большинство (по подсчетам ученых-исследователей 75%) членов родовой общины, не только был коллективным собственником земли и родового, а по сути дела и общинного, имущества (общинное жилище, запруды для ловли рыбы, большие лодки), но и выступал в качестве основной производящей силы и распределял результаты труда. Кроме этого, он был надстроечной и брачно-регулирующей категорией.

Надстроечные функции рода стали главными лишь с разложением первобытного коллективизма и началом смены родовых связей соседскими. Религиозные элементы постепенно становились самыми важными факторами для рода, при этом исчезала общая собственность и сводилось на нет реальное сотрудничество. Таким образом, лишь у порога классового общества община становится основной социально-экономической ячейкой, оставляя за родом (в тех случаях, когда он еще сохраняется) лишь брачно-регулирующие и надстроечные функции.

Что касается семьи и ее соотношения с родом и общиной, то большинство отечественных этнографов признает первой формой семьи парную семью и считает, что до начала разложения первобытнообщинного строя семья не была экономически самостоятельной и лишь временно в целях более полного освоения природных ресурсов могла обособляться от своей родовой общины. Относительно времени возникновения парной семьи, на наш взгляд, трудно сказать что-либо определенное. Существование в верхнем палеолите небольших круглых жилищ с одним очагом в центре (Павлово, Гагарино, Добраничевка) указывает на существование в это время парных семей и что многоочажные жилища были лишь суммой жилищ парных семей.

Однако столь же вероятно, что в маленьких хижинах жили женщины с детьми, в то время как мужчины жили отдельно в мужском лагере - предшественнике мужских домов, известных у многих племен нового и новейшего времени.

Время возникновения парной семьи было бы значительно легче определить, если бы мы знали, какова была структура первобытного стада перед его превращением в род, но именно это остается пока неясным.

В целом нам кажется, что, несмотря на огромный фактический материал, накопленный историками первобытного общества за последние полтора столетия, мы не можем сказать о времени возникновения парной семьи больше, чем сказал еще в позапрошлом веке классик, а именно что известное соединение отдельно взятых пар на срок более или менее продолжительный находило место еще в условиях брака группового, а может быть даже ранее.

Думается, что такая временно соединившаяся пара у людей верхнего, а возможно, и среднего палеолита не только не была обособленной хозяйственной ячейкой, но и была очень неустойчива. Если обратиться к этнографическим параллелям, то обнаружится, что у многих отсталых народов новейшего времени женщина за свою жизнь вступала в шесть-восемь браков и родившиеся от этих браков дети в значительной мере считались детьми всей общины, а не только своих действительных матери и отца. Логично предположить, что в период зарождения родового строя парные союзы были еще более неустойчивыми и кратковременными и фактически мало чем отличались от группового брака.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:12:54