Главная - Возникновение и развитие родового строя - Структура первобытного человеческого стада

Структура первобытного человеческого стада

Какова же была структура первобытного человеческого стада? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким было стадо тех древних обезьян, от которых произошел Homo habilis или формы, ему предшествовавшие.

В настоящее время как будто более или менее общепризнанно, что очеловечивание происходило не в условиях лесного окружения, а в саванне. При этом палеоклиматические, палеоботанические, палеозоологические исследования свидетельствуют в пользу взгляда, что экологическая ниша Homo habilis в Африке была сходна с экологической нишей современных бабуинов. Закономерно предположить, что и в организации стада у бабуинов и первых людей должны быть значительные элементы сходства, то есть что у древнейших людей существовала, как у бабуинов, четкая организация стада, сочетавшая систему доминирования с ограниченным промискуитетом.

Численность такого стада у бабуинов составляет в среднем 40-50 голов, и число самок лишь немногим превышает число самцов (среднее соотношение 1,3: 1). Значительно менее вероятным представляется взгляд, что стадо первых людей состояло из гаремных семей, в каждой из которых был один половозрелый мужчина и несколько женщин, подобно тому как в стаде гамадрилов имеется один самец и несколько самок. Пример обезьян свидетельствует. что подобные гаремные семьи создаются только в экстремальных условиях: в полупустыне на воле или в зоопарках и обезьяньих питомниках.

Насколько можно судить по данным палеоклиматологии и палеоботаники, африканские саванны в период возникновения человека не были полупустыней. Кроме того, представляется невозможным развитие предков человека в экстремальных условиях. Подобные условия, как свидетельствует пример обезьян и, может быть, некоторых из древних форм людей (части классических неандертальцев), ведут к большой специализации и тупику в физическом развитии.

Что касается социальной организации обезьян, приспособившихся к экстремальным условиям, то гаремная семья как раз несет на себе черты крайней специализации, обеспечивая продолжение вида при наименьшей численности популяции и минимальном давлении на кормовую базу за счет уменьшения численности самцов. Обезьянье стадо, состоящее из гаремных семей, может достигать значительных размеров (до 700 особей), однако всегда остается просто суммой семейных ячеек, не объединенных единой структурой. В этом его отличие от стада бабуинов, численность которого не превышает обычно нескольких десятков особей, но которое зато представляет единую структуру, причем наименьшей социальной ячейкой этой структуры является само стадо.

Такое стадо из организации, обеспечивающей безопасность его членов и воспроизводство потомства, может превратиться в организацию для совместного добывания средств к существованию и их равно обеспечивающего распределения, тогда как стадо из гаремных семей, на наш взгляд, представляет тупик в социальном развитии.

Стадо с доминированием уже с самого начала имеет тенденцию к превращению в дальнейшем именно в материнский (но не в отцовский) род благодаря распространенному в нем фактическому учету родства по материнской линии, устойчивым и сохраняющимся всю жизнь близким отношениям между потомством одной матери и проявляющейся в некоторых таких стадах тенденции к экзогамии. Можно предполагать, что в первобытном человеческом стаде эта первоначально биологическая тенденция усиливается, поскольку экзогамия облегчает установление и поддержание хозяйственных и иных отношений с соседними стадами, а также способствует более благоприятному физическому развитию членов тех стад, в которых преобладали экзогамные браки.

Изложенная выше линия развития социальной организации представляется наиболее вероятной, если очеловечивание действительно происходило в саванне. Если же эта посылка, господствуюшая в настоящее время в науке о первобытности, окажется ошибочной и выяснится, что очеловечивание происходило в лесу, в качестве исходной формы первобытного человеческого стада будет закономерно рассматривать стада ближайших родственников человека, обитателей леса шимпанзе.

Их объединения очень вариабельны. У шимпанзе существуют открытые сообщества, численностью 60-80 обезьян, подразделяющиеся на несколько матрифокальных (то есть состоящих из матерей с детенышами) групп и несколько живущих в основном отдельно групп самцов. Половые отношения носят промискуитетный характер, однако он ограничен обязательным учетом фактического родства по линии матери. Вследствие этого, во-первых, не имеют место половые связи сыновей с матерью и, во-вторых, взрослое потомство, которое уже живет отдельно от матери, возвращается время от времени к ней и некоторое время проводит с ней. Таким образом, прослеживаемая связь матери и ее дитя пожизненна. Есть указания, характер связи подобного рода имеют и отношения между детьми от одной матери.

В целом нам представляется наиболее вероятным, что первобытные стада могли иметь различную структуру - определяемую экологическими условиями. При этом разные структуры стада были в разной степени благоприятны для развития человеческого общества и лишь одна из них стала его фундаментом.

В условиях леса, когда не требуется защиты от хищников, благоприятными для развития социально-трудовых отношений были открытые группы. Они в значительно большей мере, нежели замкнутые стада, могли воспринимать технические достижения соседних групп, обогащаться новым генетическим материалом и тем самым избегать накопления летальных и сублетальных генов, что почти неизбежно в небольшой замкнутой популяции.

Но и эта гибкая незамкнутая структура перестает удовлетворять потребности развивающегося производства, когда в хозяйстве начинает доминировать охота на крупных животных, то есть в позднем ашёле и особенно в мустье. В это время становятся необходимыми постоянные, а не только спорадические связи взрослых мужчин с матрифокальными группами, состоящими из женщин с детьми. Лишь при наличии таких устойчивых связей мужчины могут уделять много времени охоте, в то время как женщины остаются на возникающих в это время постоянных стоянках, заботятся о детях и готовят пищу.

В этом случае сменяющий стадо коллектив формируется за счет постепенного укрепления связей, а затем и присоединения холостяков к группам женщин с детьми. Переход мустьерских охотников на крупных животных к оседлому или полуоседлому образу жизни способствует стабилизации состава общины. В этих новых условиях прежние широкие связи, существовавшие между различными стадами, могут поддерживаться путем сохранения практики половых связей с холостяками, пришедшим и из других общин.

Иными словами, в том случае, если родовые общины возникают из незамкнутых стад, причиной появления экзогамии является сложившаяся еще в этих стадах практика половых связей с холостяками, живущими обычно вне матрифокальной группы, а закрепляется экзогамия в силу необходимости по-прежнему поддерживать и укреплять связи между соседними коллективами первобытных людей.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:13:27