Главная - Возникновение и развитие родового строя - Становление человеческого общества

Становление человеческого общества

Исследования в области приматологии и палеоантропологии, проведенные в последние десятилетия, позволяют рассматривать организацию находившегося в стадии становления человеческого общества менее умозрительно, чем прежде. Новейшие открытия в Восточной Африке, продлившие древность человеческого рода не менее чем до 2-2,5 млн. лет, значительно уменьшили пропасть между самыми высокоразвитыми древними обезьянами, новые находки которых были также сделаны в Африке, и самыми примитивными людьми.

Это позволяет использовать данные, относящиеся к организации стада и половым отношениям у современных обезьян, как человекообразных, так и не человекообразных, для реконструкции наиболее ранних форм человеческого общества.

С теоретической точки зрения использование данных приматологии для реконструкции первобытного человеческого стада на начальных этапах его развития представляется вполне оправданным. Переход от природы к человеческому обществу - это длительная эпоха без резких граней и что есть этап, когда высшая ступень развития природы одновременно является низшей ступенью развития человека.

У высших животных есть хотя и не прототипы, но все же элементы, зародышевые формы, из которых у человека смогло развиться общество. Поэтому следует сомкнуть усилия зоопсихологов и специалистов по антропогенезу для исследования возникновения человека и общества.

Итак, что же дают данные приматологии для реконструкции ранних форм человеческого общества?

Длительные наблюдения за поведением шимпанзе, горных горилл, бабуинов и других обезьян на воле резко углубили и во многих случаях коренным образом изменили представления о структуре стада, отношениях внутри стада и между стадами.

Во-первых, выяснилось, что для обезьян не характерен неограниченный промискуитет и не практикуются (это установлено у шимпанзе и макак) связи между особями, родственными по материнской линии (мать и ее мужское потомство, братья и сестры). По-видимому, нет никаких оснований полагать, что при переходе от обезьяньего стада к первобытному человеческому стаду эти половые ограничения исчезают и возникает неограниченный промискуитет.

Во-вторых, оказалось, что конкуренция из-за самок носит, как правило, более или менее мирный характер. Таким образом, вероятно, следует отказаться от взгляда, что зоологический индивидуализм в вопросах пола был главным фактором, препятствовавшим укреплению коллективизма, и что борьба с этим индивидуализмом была основным содержанием развития социального в первобытном человеческом стаде.

В-третьих, наблюдения показали, что структура стада обезьян в большей мере обусловлена экологически, чем генетически. Обезьяны одного вида, живущие в разных условиях, оказываются дальше друг от друга по организации стада, чем обезьяны разных видов, живущие в сходных условиях. Установлено, что у обезьян, живущих в лесу, организация стада более аморфна и лабильна, чем у обитателей саванны, а в пределах саванны организация более жестка в экстремальных условиях, а именно в засушливой саванне.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:13:01