Главная - Возникновение и развитие родового строя - Родовые отношения

Родовые отношения

Говоря о пережитках родовых отношений у охотников и собирателей, нельзя пройти мимо интересного исследования, посвященного социальной организации индейцев племени она. Как в этнографическом атласе Мердока, так и в специальных публикациях этим индейцам приписывается отсутствие родовой организации и билатеральный счет родства. Исследователи убедительно доказывают, что такое представление не соответствует действительности.

Как известно, наиболее полные фактические данные об она содержатся в монографии М. Гузинде. К сожалению, терминология этого автора отличается значительной нечеткостью. Такие термины, как род, большая семья, семья, родственная группа, употребляются им как синонимы. Возможно, именно это обстоятельство наряду с недостаточно тщательным анализом способствовало неправильной интерпретации данных. Между тем в соответствующих разделах его монографии достаточно четко указано, что племя она состоит из 39 локализованных родов (автор называет их также большими семьями), членство в которых, включая право на родовую собственность, является пожизненным, счет родства ведется по отцовской линии, все члены рода признают свое происхождение от общего мифического предка, строго соблюдается родовая экзогамия.

Таким образом, очевидно, что перед нами никак не билинейная община, а ранний отцовский род.

В связи с потребностями собирательского и охотничьего хозяйства каждый род в повседневной жизни составляет ядро нескольких маленьких кочевых общин, передвигающихся в пределах родовой территории. Состав таких мелких групп часто меняется в зависимости от производственных потребностей, но все эти изменения совершаются ·в границах патрилинейной родовой структуры. Парные семьи, хотя и выделяются в составе родовой общины, но не обладают ни экономической, ни социальной самостоятельностью.

Каждый род имеет своего старейшину, звание которого не переходит по наследству.

Сопоставление материалов приводит нас к убеждению, что широко распространенное представление о типичности для охотников и собирателей билинейной дородовой общины заставляет исследователей неверно интерпретировать даже достаточно ясные фактические данные. Подобное представление помимо конкретных причин, различных в каждом отдельном случае, является также результатом несовершенной методики, не позволяющей вскрывать неярко выраженные черты социальной организации.

Следует заново проверить правильность утверждений о билинейных общинах для всех племен охотников и собирателей. И этот призыв кажется нам весьма своевременным.

Таким образом, фактическая база концепций о сравнительно недавнем существовании дородовых общин сужается и, напротив, идея о первичности родовой общины по отношению к различным локальным безродовым объединениям подкрепляется все новыми данными.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:12:47