Главная - Возникновение и развитие родового строя - Род

Род

На род существуют две основные точки зрения.

Согласно одной из них, родовая организация - явление универсальное и неизбежно возникающее на определенном этапе развития человечества. Согласно другой точке зрения, род не универсален и характерен лишь для отдельных групп человечества, причем не обязательно принадлежащих к одной формации.

Первая точка зрения была развита Л. Морганом. Возникнув на этапе средней дикости и продолжая развитие на ее высшей ступени, род достигает своего полного расцвета на самой низшей ступени этапа варварства. Организация по родоплеменной структуре вполне соответствует тем общественным условиям и положениям, из которых она и возникла. И представляет она собой не что иное, как совершенно определенно свойственную этим положениям и условиям, выросшую естественным образом структуру.

Вторая точка зрения, преобладающая в современной специальной литературе, достаточно четко сформулирована. Род встречается на различных уровнях жизни человека от сравнительно примитивных культур охотников и собирателей, таких, как у племен Австралии, и до высоких цивилизаций древности, таких, как индийская и китайская. И, напротив, народы, не имеющие рода, также встречаются на всех социальных и экономических уровнях от охотников-эскимосов и до нас.

Кроме этих двух основных позиций существует много промежуточных. Таковы, например, теории, считающие род характерной чертой обществ среднего размера (не слишком маленьких и не слишком больших), или теория многолинейной эволюции, согласно которой род возникает лишь в некоторых линиях развития человеческого общества.

В отечественной литературе в последние десятилетия получила некоторое распространение мысль о том, что род не универсален, так как некоторые общества еще не дошли до него. Для наиболее отсталых племен, ведущих охотничье-собирательское хозяйство и бродячий образ жизни, имеют значение все и всякие связи родства, а не только связи по какой-либо одной линии в ущерб всем остальным. Родовые группы людей, как правило, тоже имеются (племена, изученные этнографами, достигли уровня мезолита и раннего неолита), но они еще не играют большой роли. Основной ячейкой первобытного общества могла быть состоящая из семей община. Община и семья универсальны, зафиксированы у всех племен. Род не универсален и не первичен.

Более или менее сходные идеи о роде высказаны многими исследователями и учеными.

Нам думается, что идеи о вторичности и не универсальности рода по сравнению с общиной и семьей появились в результате некоторой абсолютизации социальной организации доклассовых обществ Австралии и Юго-Восточной Азии новейшего времени и перенесения их социального устройства на всю историю первобытного общества.

Лучшим доказательством того, что все современные народы прошли через эпоху родового строя, являются все увеличивающиеся в числе факты, свидетельствующие о существовании в безродовых доклассовых обществах пережитков предшествующей стадии, а именно материнско-родовых или (реже) отцовско-родовых отношений. Северных атапасков и алгонкинов, например, долгое время считали примитивными бродячими охотниками, а их изначальной и основной социальной единицей считали патрилокальную общину. Однако новые исследовательские работы показали, что в доколониальный период для племен североамериканской тайги было типично не кочевое охотничье, а оседлое и полуоседлое охотничье-рыболовное хозяйство и что у всех этих племен существовала материнско-родовая организация.

Весьма интересны также данные американских исследователей о возникновении и эволюции форм территориальной безродовой общины, постепенно вырастающей под влиянием европейской колонизации и меховой торговли на обломках материнско-родового строя. В ходе этого развития территориальные связи освобождаются от родственной оболочки.

Таким образом, территориальная безродовая община, объединяющая малые семьи, является у индейцев североамериканской тайги не изначальным, а весьма поздним явлением. Так считают теперь почти все авторы конкретных исследований, посвященных отдельным племенам. И лишь некоторые американские авторы теоретических работ по истории первобытного общества продолжают по старинке ссылаться на лесные охотничьи племена Канады, как на пример того, что патрилокальная территориальная община будто бы является дородовой формой социальной организации.

Новые материалы свидетельствуют о существовании рода или его пережитков также у эскимосов, многих племен Амазонки, огнеземельцев, юкагиров и многих других народов, считавшихся ранее исконно безродовыми. Это требует особенно осторожного подхода к любым построениям, постулирующим существование в недалеком прошлом дородовых общин у отсталых охотников и собирателей.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:14:18