Главная - Возникновение и развитие родового строя - Происхождение экзогамии

Происхождение экзогамии

Виднейший отечественный генетик Н. Дубинин отмечал в одном из выступлений, что в своей ранней истории человечество было разбито на изоляты и что в этих условиях имелась повышенная возможность скрещивания гетерозигот, то есть максимально благоприятные условия для накопления генетического груза, проявляющегося в наследственных болезнях. Экзогамия, по крайней мере первоначально, снижала гомозиготность по вредным генам еще больше, чем это сделало бы слияние стад.

Авторы одного из серьезнейших зарубежных исследований, связанного с происхождением экзогамии, пришли к выводу, что хоть первобытный человек осознать пагубных последствий кровосмешения и не мог, но фактически эти последствия сыграли большую роль в установке запрета на половые отношения в коллективе. А вот причина экзогамии осознаваемая - это необходимость упорядочивания половых отношений в целях установления мира в коллективе. Это можно было сделать либо регламентировав половые контакты внутри самого коллектива, либо вынеся все такие контакты за его пределы. В первом случае решается задача установления и поддержки мира в коллективе, однако не решается генетическая проблема, во втором случае одновременно решаются обе задачи.

В изложенных взглядах, несомненно, есть рациональный посыл. Если генетики правы и кровосмешение в конечном счете может привести к вымиранию отдельной небольшой популяции (или как минимум к явственной физической деградации членов этой популяции), то роль данного фактора в закреплении экзогамии могла быть довольно значительной, пусть и не осознанной.

Предположительно, если первобытное стадо было первоначально замкнутым коллективом, то только коллективы, установившие запрет половых контактов в стаде, могли выжить. Те коллективы, где делались попытки установить внутренний мир регуляцией половых контактов внутри стада, вымирали или настолько сокращались в численности, что они были вынуждены присоединяться к коллективам более крупным.

Преобразование первобытного человеческого стада в общину было не просто процессом преобразования отдельных человеческих стад в отдельные родовые общины, - процессу этому сопутствовал распад, скрещение, и уже на базе перемешавшихся групп шло становление первобытных общин наших предков и их первобытных племен.

Следовательно, если считать изначальной формой человеческого сообщества замкнутое стадо с промискуитетом, то следует признать сосуществование в течение весьма протяженного времени (возможно, в течение всего среднего палеолита и части верхнего) коллективов, пытавшихся установить внутренний мир только путем нормирования и ограничения половой жизни в собственной среде, с коллективами, которые уже в мустье от внутренних ограничений перешли к экзогамии. Первые вымерли, распались или были уничтожены, поскольку на них крайне отрицательно воздействовали вредные последствия инбридинга. Это привело к утверждению родовой экзогамии как универсального института для людей верхнего палеолита.

Однако накопленные в последние десятилетия данные о структуре стада и брачных отношениях у приматов свидетельствуют против наличия периода промискуитета в первобытном стаде, которое состояло из одной или нескольких гаремных семей. Говоря о возможном процессе превращения в род стада подобной структуры, напрашивается догадка об усилении зоологического индивидуализма у палеоантропов на каком-то этапе их развития и в силу неясных причин.

Если такое усиление действительно имело место, то, на наш взгляд, оно должно было привести к разрушению стад - сообществ гаремных семей в результате участившихся столкновений глав этих семей с холостяками, боровшимися за женщин, и к смене стада родом, а гаремной семьи - парной.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:13:33