Главная - Возникновение и развитие родового строя - Проблема соотношения материнского и отцовского родов

Проблема соотношения материнского и отцовского родов

История полемики по проблеме соотношения материнского и отцовского родов многогранна. В российской исторической науке до недавних пор считалась бесспорной идея о примате материнского рода. Развивая и обосновывая эту идею, отечественные этнографы вскрыли и проанализировали пережитки материнского рода у многих народов.

Вместе с тем в этнографической современности, как показали исследования, общества с материнско-родовой организацией довольно редки. У отсталых племен, у которых, исходя из уровня развития их производительных сил, можно было бы ожидать существование материнского рода, как будто чаще встречаются отцовско-родовые или различные билинейные общины. Кроме того, в ряде районов земного шара встречаются племена, живущие по соседству друг с другом, в одних географических условиях, имеющие одинаковое направление хозяйства и одинаковый уровень развития производительных сил, но значительно различающиеся по формам социальной организации.

Примеры можно найти в Австралии, Америке и других частях света. Так, в Амазонии в пределах одной историко-этнографической области живет множество племен, сходных по уровню развития производительных сил, но различных по формам социальной организации. Мы находим среди них уитото, кубео, тукано и другие племена Северо-Западной Амазонии с локализованным отцовским родом, локоно Гвианы с материнском родом, паликур с нелокализованным отцовским родом, племена верховьев Шингу, не имевшие ко времени их первой достоверной встречи с европейцами родовой организации и жившие территориальными общинами, состоявшими из материнских домохозяйств.

Многие исследователи в своих работах показали подобное многообразие форм социальной организации, и в частности форм рода у племен Новой Гвинеи и Австралии. Неизбежно встает вопрос о том, насколько древним является такое многообразие социальных форм.

Существовало ли оно в каменном веке или же характерно только для современных отсталых этнографических групп, в течение длительного времени живших и развивавшихся на периферии классовых обществ и находившихся под их влиянием или составлявших устойчивые изоляты?

К настоящему времени написано немало работ, авторы которых отвергают идею о примате материнского рода в истории человеческого общества чаще всего в пользу идеи о примате либо патрилинейных, либо билинейных отношений. Однако даже виднейший и компетентнейший из современных зарубежных противников идеи примата материнского рода Дж. Мердок отмечает, что в среднем матрилинейные общества "архаичнее", чем патрилинейные, хотя разница в этом отношении и невелика.

В последние годы и часть отечественных этнографов пришла к выводу, что общепринятая до недавнего времени в нашей литературе концепция о роли и месте материнского рода в истории общества неточна и что многообразие форм счета родства отсталых народов, наблюдавшееся в 19-21 веках, восходит по крайней мере к мезолиту. И отцовский, и материнский роды одинаково свойственны раннеродовому обществу и известны на всех этапах развития. При этом материнский род возникает в результате представлений о физиологической связи матери и ребенка, а отцовский - как следствие наблюдающейся у самых отсталых народов социальной связи между ребенком и отцом. Отсюда вывод, что отцовский и материнский роды могут существовать одновременно у одного и того же народа, неся разные функции. Таким путем объясняется и переплетение отцовско- и материнско-родовых отношений у первобытных охотничье-собирательских племен Австралии.

Из 33 племен охотников и собирателей Южной Америки, для которых имеются данные о социальной организации, 19 матрилинейны, для 8 нет данных о счете родства и только 6 патрилинейны. Из 19 матрилинейных племен для 14 характерна матрилокальностъ брака, для 3 нет данных о локальности и в 2 обществах брак может быть в зависимости от условий матри- или патрилокален или же билокален. Из 6 патрилинейных обществ 4 патрилокальны и 2 матри- или патрилокальны в зависимости от конкретных условий заключения брака.

Таким образом, для охотников и собирателей Южной Америки более характерны не патрилинейность и патрилокальность, а, напротив, матрилинейность и матрилокальность.

У индейских охотничьих племен Северной Америки, как доказано американскими этноисториками, матрилинейность и матрилокальность преобладали в период, непосредственно предшествовавший европейской колонизации. У американских эскимосов и алеутов также сохранились многочисленные следы существовавших у них в прошлом (иногда, как у алеутов, всего лишь несколько веков назад) материнско-родовых отношений.

Ученые выявили пережитки материнского рода у таких охотничьих народов, как эвенки и нганасаны. Более или менее многочисленные следы материнско-родовых отношений имеются и у других народов Сибири.

Весьма интересно исследование общественного строя африканских пигмеев бамбути. Как известно у некоторых зарубежных исследователей, особенно у принадлежащих к культурно-исторической школе, африканские пигмеи фигурируют как характерный пример народа с изначально "отцовским правом", у которого "материнско-правовые" порядки появляются лишь с развитием земледелия. Исследование доказывает ошибочность этой точки зрения. В настоящее время пигмеи бамбути живут в примитивном патриархальном обществе. Счет родства у бамбути патрилинеен, брак патрилокален, старейшинами родовых групп являются мужчины, они же составляют большинство тайного союза торе.

Вместе с тем патриархальные черты проявляются у пигмеев р. Итури слабее, чем у соседних с ними племен. Род матери сохраняет большое влияние на замужних женщин и их детей, женщины участвуют в ритуальных праздниках, а старейшие из них могут стать членами союза торе. Этот союз, таким образом, еще не является исключительно мужским, противостоящим женщинам, а его террористические черты едва намечены. Наконец, социальное положение женщин у пигмеев гораздо выше, чем у их соседей.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:12:38