Главная - Возникновение и развитие родового строя - Положение женщины в первобытном обществе

Положение женщины в первобытном обществе

В преданиях и мифах пигмеев р. Итури сохранилось много элементов, свидетельствующих, что в прошлом положение женщины было весьма высоким. Так, загонные охоты возглавлялись двумя предводителями - женщиной и мужчиной, причем женщина пользовалась большим влиянием. Во многих космогонических и этногенетических мифах первопричиной появления мира и человека считается женское начало.

Анализируя язык пигмеев р. Итури, исследователи также находят в нем следы прежнего существования у пигмеев "гинекократии", или, как бы мы точнее выразились, материнско-родовых отношений. Такие отношения существовали у пигмеев р. Итури в период низкого развития охотничьей техники, когда преобладали коллективные загонные охоты. Позднее, с появлением лука и особенно с заимствованием от высокорослых соседей стрел с железными наконечниками, резко повысились возможности и эффективность индивидуальной охоты. Она вытеснила загонную охоту, где женщины играли большую роль. Охота же с луком и стрелами была малодоступна для женщин по их физическим данным и являлась делом мужчин.

Уменьшение роли женщин в хозяйстве повело к изменению их социального положения в первобытном обществе и распространению "раннепатриархальных" отношений. Таким образом, в отличие от преобладающей у многих ученых точки зрения, что материнско-родовые отношения появляются только с развитием мотыжного земледелия, следует все же связать первичные материнско-родовые отношения с неразвитым охотничьим промыслом и собирательством.

Исследования аборигенов Арнхемленда наталкивают на вывод, что у более архаичных групп Северо-Западной Австралии сохраняется больше пережитков материнского рода, чем у более развитых аборигенов Северо-Восточной Австралии, имевших больше контактов с австралийцами европейского происхождения.

Можно высказать догадку (хотя пока ее трудно подкрепить фактами), что пережитки материнского рода у австралийских племен восходят ко времени, предшествовавшему термическому максимуму (7 тысяч лет назад), во время которого вымерли гигантские сумчатые, в результате чего охотникам пришлось перейти к бродячему образу жизни и более индивидуальной охоте. Вероятно, к эпохе, предшествовавшей термическому максимуму, восходят многочисленные мифы о высоком положении женщины в прошлом.

Все эти данные, на наш взгляд, свидетельствуют, что патрилокальность и патрилннейность, хотя и были, по крайней мере в последние века, довольно широко распространены (например, в Австралии), тем не менее не являлись даже в новое и новейшее время универсальной типичной чертой первобытных обществ охотников и собирателей.

Вернемся теперь к вопросу о том, почему же первоначальный род был, по нашему убеждению, материнским (то есть женским), а не отцовским. Одно из возможных объяснений этому дает гипотеза о дисэкономичности и дислокальности первоначального дуально-родового брака. Человек мог принадлежать только к тому коллективу, в состав которого входила его мать, и ни к какому другому. Принадлежность человека к полностью совпадавшему с родом определенному хозяйственному коллективу была столь само собой разумеющейся, что никакой потребности в исчислении родства не было. Род практически был материнским, но это обстоятельство не осознавалось и не играло никакой роли.

Другими вероятными причинами могли быть такие факторы, как неясность отцовства, роль женщин как наиболее устойчивого ядра общины и хранительниц ее традиций. Кроме того, новейшие исследования обезьян позволяют предполагать, что признание родства по материнской линии развилось из соответствующих зачатков, имевшихся у животных предков человека, которые в своем поведении в стаде "учитывают" кровное родство, но исключительно по материнской линии.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:14:03