Главная - Возникновение и развитие родового строя - Переход к мотыжному земледелию

Переход к мотыжному земледелию

Переход к мотыжному земледелию позволил вернуться к более или менее оседлому образу жизни устойчивыми и сравнительно крупными коллективами, то есть к тому быту, который был утрачен в период истощения охотничьей фауны.

Насколько можно судить по этнографическим данным (например, о земледельцах тропических лесов Южной Америки), община ранних мотыжных земледельцев могла насчитывать в среднем 100-200 человек. Логично предположить, что такие общины образовывались на основе стягивания в один поселок тех мелких групп охотников и собирателей, большая часть членов которых принадлежала к одному роду. Такая община, основой которой был локализованный род, вновь ставший главной единицей производства и распределения, по-видимому, была схожа с родовыми общинами отсталых мотыжных земледельцев новейшего времени, например в Южной Америке.

У кубео, уитото, тукано и многих других земледельческих племен Южной Америки совместным трудом всех мужчин-сородичей производится расчистка леса, совместно строится общинное жилище или жилища, в общеродовой собственности находятся такие орудия и средства производства, как запруды для ловли рыбы, большие рыболовные лодки и другие. Первобытно-коллективистский равно обеспечивающий характер в пределах родовой общины носит (точнее говоря, носило до недавнего времени) и потребление продукции земледелия, охоты и рыболовства, несмотря на то что значительная часть труда вкладывается в ее получение не коллективом, а отдельными парными семьями, которые, па крайней мере в новейшее время, достаточно четко выделяются в составе родовой общины мотыжных земледельцев.

У многих народов земного шара, в особенности тех, кто живет на окраинах ойкумены в неблагоприятных природных условиях, переход к земледелию так и не совершился и сохранилась охотничье-собирательское хозяйство. Таковы, например, племена аборигенов Австралии. Соглашаясь в основном с анализом этой общины, мы подвергаем сомнению лишь мысль о первичном характере подобной общины по сравнению с общинами, основой которых является локализованный унилинейный род.

Как уже отмечалось на страницах нашего сайта, новейшие исследования поселений и жилищ мустье и начала верхнего палеолита, обнаруженных в России, Молдове и во Франции, свидетельствуют, что образом жизни люди той далекой эпохи были более сходны с ранними мотыжными земледельцами и развитыми охотниками и рыболовами нового и новейшего времени, чем со своими непосредственными потомками - бродячими охотниками конца верхнего палеолита - и наследниками их традиций - отсталыми племенами охотников и собирателей, сохранявшимися до недавних пор на дальней периферии высоких цивилизаций: на западе Австралии, в пустынях Южной Африки, в лесах Юто-Восточной Азии и на крайнем юге Американского континента.

Таким образом, нам представляется, что традиционные, идущие от Моргана попытки реконструкции древнейших форм рода и общины на основе далеко отстоящих от них и хронологически и стадиально родовых общин мотыжных земледельцев нового времени не столь неправомерны, как это считают некоторые современные исследователи. Данные этнографии и археологии свидетельствуют, что не только по типу их жилищ, но также и по уровню обеспеченности средствами существования охотники конца среднего и начала верхнего палеолита и ранние мотыжные земледельцы неолита были ближе друг к другу, чем к стадиально промежуточным между ними бродячим охотникам конца верхнего палеолита и мезолита.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:13:14