Главная - Возникновение и развитие родового строя - Общественный строй людей среднего палеолита

Общественный строй людей среднего палеолита

Для понимания общественного строя людей среднего палеолита особенно интересны находки жилищ мустьерского времени. В IV слое стоянки Молодова I, в долине Днестра А. Чернышем были вскрыты хорошо сохранившиеся остатки постоянного жилища со многими очагами. Имеются также указания на наличие остатков других постоянных жилищ мустьерского человека на территории России и ряда других стран (Молодова V, Ильская, Киик-Коба, Чокурча, Волчий грот). Ранее такие жилища были известны только для верхнего палеолита (ориньяка), и их обычно рассматривали как свидетельство существования прочных производственных родовых коллективов.

Весьма показательны находки мустъерских жилищ во Франции. Обнаруженные здесь многоочажные жилища площадью в среднем 80 кв.м каждое (стоянки Ле-Пейрар, Боде-Л'Обезье, Жотон и другие) датируются вторым этапом вюрмского оледенения. Они имеют значительное сходство с обшинными жилищами людей верхнего палеолита (Костенки I, Авдеево и др.), которые связываются их исследователями с материнскими родовыми общинами.

Существование таких больших общинных жилищ у людей мустье требовало регламентации половых отношений (запрета инцеста), фиксации перехода индивидуумов от одной возрастной группы к другой, каких-то регламентированных норм распределения имеющихся запасов еды в течение долгого зимнего периода, наличия старейшины общины и других. Без всего этого совместная жизнь довольно большого числа людей в общем жилище не представлялась бы возможной.

Кроме того, в окрестностях каждого постоянного большого жилища найдены остатки временных стоянок, которыми, очевидно, пользовались охотничьи отряды. Иными словами, мустьерские охотники Франции были организованы в прочные коллективы, больше напоминающие родовые общины, известные по этнографическим примерам, чем первобытное человеческое стадо.

Для выявления социальной структуры человеческого общества в эпоху мустье интересно и более древнее, чем описанные выше, поселение охотников мустьерского времени, найденное в низовьях р. Дюранс (Франция). Это поселение, датируемое первым этапом вюрмского оледенения, занимало около 50 гектаров. Оно состояло из большого числа небольших постоянных жилищ площадью несколько квадратных метров каждое. Существование такого поселения невозможно без наличия достаточно сложной социальной организации, связывающей всех членов основавшего его коллектива в прочное целое. Селение на р. Дюранс, возможно, было местом встречи мужчин-охотников с женщинами и детьми своей общины.

Конечно, мы не можем утверждать абсолютно уверенно, что в таких селениях и жилищах такого типа проживали именно родовые, а не какие-либо иные общины. Тем не менее в пользу этого обстоятельства свидетельствует все, что известно исследователям о значении экзогамии для формирования и становления человека нынешнего современного типа и общества, известного нам. Кроме того, на возникновение в мустье именно экзогамных родовых общин косвенно указывает и укрепление в это время связей между соседними коллективами людей, что нашло свое проявление в материальной культуре.

Характеризуя мустьерские стоянки на территории Европейской части Росии, А. Формозов отмечает, что "присущие каждой отдельной стоянке особенности в типах обработки кремня и в типах орудий говорят о продолжающейся обособленности общин древнейших людей. Но намечающееся группирование на определенных территориях стоянок с одним обликом культуры говорит о возникновении каких-то связей между разными общинами".

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:13:45