Главная - Возникновение и развитие родового строя

Возникновение и развитие родового строя

Исследования последних десятилетий показали, что культура человека эпохи среднего палеолита не была столь примитивной, как считалось ранее. У неандертальцев были разнообразные орудия труда (60 типов по классификации Борда). Неожиданно высокой оказалась их производительность труда: как было установлено экспериментами, мустьерские остроконечники и скребла изготовлялись за 5-10 минут, на изготовление палицы с помощью ашёльского рубила уходило около 30 минут, концевой скребок изготовлялся за минуту или даже за 30 секунд.

В последнее время была также ясно выявлена преемственность мустьерских и верхнепалеолитических орудий, по крайней мере в Европейской части России, и установлено, что между мустьерскими культурами и ранними культурами верхнего палеолита не было резкого перерыва. Эта точка зрения разделяется сейчас большинством отечественных археологов. Так, например, А. Формозов отмечает очень большое сходство и преемственность между поздними орудиями из мустьерской стоянки Староселье в Крыму и типичным набором орудий из нижнего слоя верхнепалеолитических стоянок Костенки I, Стрелецкая II и других.

Как свидетельствуют данные археологии, основным занятием людей среднего палеолита являлась охота. Она была надежным источником питания, вполне сложившимся занятием людей того времени. Свидетельством развитости и эффективности охотничьего промысла может служить его специализация, о чем говорит преобладание на мустьерских стоянках костей одного или двух-трех видов крупных животных. Кроме того, существование у людей среднего палеолита постоянных поселений также было возможно лишь при устойчивом и эффективном охотничьем хозяйстве.

У некоторых групп людей мустьерского времени значительного развития достигло собирательство. Найденные в Молодове и других среднепалеолитических памятниках Приднестровья каменные терочники, еще недавно известные только для верхнего палеолита, свидетельствуют об усложнении способов собирательства. Постепенное развитие жилищ и терочников опровергает вывод о якобы принципиальном различии мустьерской и верхнепалеолитической культур и о стадном образе жизни людей в мустьерскую эпоху.

Все это, как и физический тип человека, более близкий к Homo sapiens, чем считалось ранее, сближает людей среднего палеолита с их потомками - людьми верхнего палеолита. Можно предполагать, что и в их общественных отношениях имелись элементы сходства.

Возникновение рода

Интересные соображения относительно перехода от гаремной семьи к роду и парному браку сводятся к тому, что причиной этой трансформации явился переход к охоте на крупных животных, потребовавший увеличения числа мужчин в стаде. В целом гипотезы о переходе от гаремных объединений к роду остаются пока почти не разработанными, и прежде всего нуждается в дальнейшем изучении лежащая в их основе посылка о гаремной структуре первобытного стада.

Все изложенные выше точки зрения - из которых гипотеза об обезьяньем стаде с доминированием и тенденцией к экзогамии и матрилинейности как прообразе первобытного человеческого стада, а затем и материнского рода представляется нам при современном уровне знаний наиболее вероятной, хотя и мало разработанной - опираются не на прямые, а на косвенные доказательства, страдают от недостатка фактических данных, непосредственно относящихся к эпохе становления человеческого общества, и поэтому остаются в значительной мере умозрительными.

Формы рода

Из этнографических наблюдений и исторических источников известно, что род обычно выступает в двух основных формах: материнской и отцовской. Вопрос о соотношении этих форм уже много десятилетий является одним из главных предметов спора между этнографами. Мы уже бегло касались этого вопроса и отмечали, что зачатки материнской филиации у приматов, стабильный характер женской части первоначального рода, а также некоторые другие данные позволяют считать, что первоначальный род был материнским. Остановимся теперь на этой теме более подробно, исходя уже из свидетельств не приматологии и археологии, а прежде всего этнографии.

Род - община - семья

Вопрос о соотношении рода с другими социальными структурами первобытности, прежде всего с общиной и семьей, является одним из наиболее дискуссионных. в истории первобытного общества.

К началу неолита охотничья добыча, несмотря на совершенствование орудий охоты (появление лука и других), перестала обеспечивать потребности первобытных общин, что сделало необходимым коренные преобразования, начавшие эру производящего хозяйства.

К концу верхнего палеолита в Европе и Северной Азии, а несколько позднее также в Америке и Австралии резко уменьшилось количество промысловых животных, а многие из них исчезли с лица земли. В результате крупная родовая община распалась на небольшие бродячие группы, которые вынуждены были в поисках пищи систематически передвигаться, а вместе собирались лишь несколько раз в год. В таких условиях род конечно же в серьезной мере потерял свои хозяйственные функции и функционировал преимущественно как надстроечное или брачно-регулирующее структурное объединение.

С развитием производительных сил, особенно с появлением плужного земледелия и скотоводства, или в результате влияния классовых обществ начинается разложение родового строя, но это уже тема отдельного разговора. И поведем мы его в следующем разделе сайта.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:44:29