Главная - Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества - Внутриобщинные формы эксплуатации

Внутриобщинные формы эксплуатации

Параллельно с рабством возникает эксплуатация рядовых общинников постепенно формирующейся родовой и общинной знатью. Многообразие ее конкретных проявлений, их недифференцированность, нередко случайный и непостоянный характер вполне понятны, если учесть, что процесс классообразования только начинался.

По существу даже расходы, которые община в целом несла на содержание лиц, которые были заняты организационно-управленческими делами, довольно скоро стали завуалированной формой эксплуатации, так как превышали непосредственные потребности этих лиц. Например, у свази, тсвана, венда и других племен южноафриканских банту подношения вождю рассматривались как племенная собственность. Вожди не должны были распределять ее среди членов своего семейства или использовать в личных целях, но практически они часто именно так и делали.

Другие виды внутриобщинной эксплуатации носили более индивидуализированный характер. Они возникали и развивались по мере того, как в обществе появлялись люди, лишенные средств производства и возможности вести самостоятельное хозяйство.

Возникло ростовщичество, нередко принудительное. Традиции первобытного общества обычно препятствовали его распространению, и подлинное развитие оно получило уже в раннеклассовых обществах. Тем не менее отдельные виды его практиковались вождями, например в Меланезии, где на Банксовых островах и северных Новых Гебридах процент доходил до 100. У кава первыми ростовщиками были вожди и колдуны, и в некоторых деревнях до 70% семей были в долгу. У ифугао за рис, взятый взаймы весной, надо было отдавать вдвое больше после уборки урожая.

Займы и ростовщичество делали неизбежным появление кабалы в ее различных проявлениях - от отработки в хозяйстве заимодавца до долгового рабства. Таким образом, отдельные виды внутриобщинной эксплуатации могли сближаться с эксплуатацией рабов-иноплеменников.

Большое распространение получает эксплуатация людей, не имеющих (полностью или частично) собственных средств производства и живущих на положении клиентов, слуг или работников в хозяйствах богатых соплеменников или даже практикующих издольную аренду. Различные проявления подобных форм эксплуатации мы встречаем у папуасов горы Хаген, эскимосов, индейцев северо-западного побережья Северной Америки, кучинов, северных калифорнийцев, ифугао и многих других племен. Такие формы эксплуатации могут еще носить замаскированный характер, прикрываться традициями общинной взаимопомощи, но и сами эти традиции обычно переосмысливаются и используются для экономического угнетения.

Различные виды эксплуатации рядовых общинников выделяющейся верхушкой вряд ли можно рассматривать как исторически особый способ эксплуатации хотя бы потому, что они содержат в зародышевой форме и недифференцированно различные такие способы. В ходе дальнейшего развития, со становлением классового общества одни черты таких зародышевых форм эксплуатации становятся второстепенными и несущественными, другие, наоборот, приобретают доминирующий характер в соответствии с господствующим в обществе способом производства.

Сегодняшнее число: 22.02.2018 01:35:49