Главная - Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества - Поздне-материнский род

Поздне-материнский род

Разложение первобытного общества не обязательно имело своим следствием распад материнского рода и последующее возникновение патриархата. Материнский род мог сохраняться, постепенно также утрачивая свои экономические функции и превращаясь в надстройку. Основной экономической ячейкой такого рода чаще всего были объединенные в первобытную соседскую общину большесемейные коллективы, строившиеся по матрилинейному принципу.

При этом сущность поздне-материнских обществ определялась не столько сохраняющейся матрилинейностью, сколько чертами, свойственными любому разлагающемуся первобытному обществу.

Своеобразие поздне-материнских обществ больше всего проявлялось в вопросах семейно-брачной сферы и наследования имущества. Муж, жена и дети далеко не всегда связаны прочными хозяйственными узами и общими экономическими интересами; в матрилинейных обществах Западной Африки, например, еще в конце 19-го - начале 20-го века муж и жена имели различные имущественные интересы. Более того, во многих высокоразвитых матрилинейных обществах в результате укрепления материнских большесемейных коллективов и их собственности наблюдается усиление связей каждого из супругов со своей семьей, а связь мужа с семьей жены ослабевает. С этим же связано распространение авункулокальных или дислокальных форм брачного поселения, а иногда даже ослабление брачных уз.

В экономике поздне-материнских обществ преобладал мужской труд, хотя роль женского также была очень велика. Решающая роль в таких обществах, вопреки распространенному мнению, принадлежала мужчинам. Именно мужчины чаще всего являлись главами больших материнских семей, а тем более родов и общин. Конечно же старейшие женщины имели право принимать участие в выборах или своим мнением влиять на их конечный исход, однако они сохраняли больше моральный авторитет, нежели власть реальную. В поздне-материнских обществах, однако, положение женщин обычно не было приниженным, это в немалой степени было переплетено с сохранявшейся матрилинейностью и ее последствиями.

Практически во всех поздне-материнских обществах прослеживаются патриархальные тенденции развития, например отход от матрилокальности брачного поселения, различные проявления авункулата, стремление обойти материнско-родовой порядок наследования. Строго говоря, все такие общества находились на стадии перехода к патриархату. Однако патриархальные черты в них имели преобладание лишь к периоду становления общества классового типа или даже позднее и получали специфический вид норм отцовско-правовых, которые связаны лишь с правовым положением женщины, с порядком наследования и так далее.

Утверждение норм отцовского права в таких обществах было связано с развитием товарных отношений, разложением большесемейных коллективов и выделением из них малых семей.

Причины, по которым не произошел переход в некоторых относительно высокоразвитых обществах к отношениям патриархально-родового типа, по сути своей не выявлены. Мнение некоторых ученых, считающих, что пережитки материнского рода свойственны народам, быстро перешедшим рубеж раннеклассового общества и поэтому не успевшим развить у себя патриархальный род, данными этнографии и истории не подтверждается. Хетты, ликийцы и, возможно, этруски, сохранившие такие пережитки (заметим, однако, что и у них матрилинейносгь, по-видимому, сохранялась только в знатных семьях и родах), по системам хозяйства и темпам исторического развития были очень схожи с шумерами, семитами Аккада и Вавилонии, латинами и греками, у которых практически не прослеживается никаких следов материнско-родовой организации.

В других объяснениях верно подмечены некоторые особенности отдельных поздне-материнских обществ, такие, как ведущая роль женщин в мотыжно-земледельческом хозяйстве, их руководство хозяйственной жизнью, максимальный расцвет родовых отношений. Однако все эти объяснения, распространенные и в мировой литературе, явно неполны и недостаточны, потому что указанные особенности присущи далеко не всем таким обществам.

Во всех поздне-материнских обществах, хотя и в разной степени, наблюдаются те же явления, которые в иных условиях приводят к становлению патриархата: сравнительно высокий уровень развития производительных сил, превращение семьи в экономическую ячейку общества, развитие обособленной семейной собственности, рост значения мужского труда. Поэтому наиболее правильно формулировать вопрос следующим образом: какие факторы благоприятствуют сохранению материнского рода?

Большинство поздне-материнских обществ имеет своей основой мотыжное земледелие и расположено в жарком поясе. Здесь, очевидно, создаются наиболее благоприятные условия для сохранения материнского типа рода, однако это лишь частично можно связывать с той важной ролью, которую обычно играют женщины в хозяйстве. Во-первых, известны и патриархальные общества мотыжных земледельцев, во-вторых, мужской труд преобладает и во многих основанных на мотыжном земледелии поздне-материнских обществах, в-третьих, некоторые поздне-материнские общества вообще основаны на других системах хозяйства или типах земледелия: подсечно-огневом и террасовом земледелии, ирригационном и даже плужном земледелии, оседлом рыболовстве, скотоводстве, в том числе кочевом.

Не менее важным представляется нам тот факт, что необходимость коллективных работ в обществах мотыжных земледельцев, особенно в тропической зоне, могла способствовать долгому сохранению за основанной на материнском роде и его локальных подразделениях общиной определенных производственных функций и тем самым вести к консервации этого рода.

Надо учитывать и нередко присущую мотыжным земледельцам одностороннюю направленность хозяйственной деятельности, препятствующую развитию товарных отношений. и обособленной мужской собственности (в Африке, например, большинство матрилинейных обществ отмечено в тех районах, где распространение мухи це-це делает невозможным разведение крупного рогатого скота). При этом мы придаем большое значение слабому развитию обособленной мужской собственности, как фактору, благоприятствующему сохранению матрилинейности. В Африке во многих обществах, где мужчины занимаются разведением крупного рогатого скота, существует отцовский род, несмотря на то, что основные средства существования добываются женщинами, занятыми мотыжным земледелием.

Все перечисленные факторы благоприятствовали сохранению матрилинейности. Наиболее отчетливо проявляясь у мотыжных земледельцев, они в определенных конкретных обстоятельствах могли действовать также в обществах, основанных на других системах хозяйства. Очевидно, в обществах матрилинейных имел действие еще некоторый ряд факторов, несущественных либо второстепенных с точки зрения глобального исторического процесса, но в данной конкретной ситуации оказывающих благоприятное воздействие на сохранение матрилинейности. В виде одного из этих факторов можно отметить такую наблюдающуюся иногда особенность полового разделения труда, как отключение мужчин от собственных хозяйствующих коллективов и как результат - исполнение женщинами некоторых функций организаторского плана. В составе иных факторов надо учитывать историческое прошлое, силу традиций, внешнее окружение и этническую историю.

Сегодняшнее число: 22.02.2018 01:46:11