Главная - Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества - Большая семья

Большая семья

Под большой семьей мы понимаем группу близких родственников по крови и браку, совместно владеющих или пользующихся средствами производства, а также иным имуществом и совместно участвующих в производстве и потреблении, интегрированную в более крупный социальный и производственный коллектив. Большая семья являлась ячейкой разлагающегося первобытного общества, однако она никогда не была и не могла быть его единственной ячейкой, а всегда входила как составная часть в более крупные коллективы, в первую очередь в первобытную соседскую общину.

Для больших семей эпохи разложения (распада) первобытного общества характерны такие черты:

1) совместное производство и потребление;
2) совместное владение имеющимися средствами производства и прочим имуществом;
3) стабильное сохранение внутри большой семьи принципов  первобытного коллективизма;
4) включение в число членов производственного семейного коллектива членов неполноправных (в частности - рабов).

Нельзя считать доказанным универсальный характер большой семьи в разлагающихся первобытных обществах, хотя, по-видимому, она являлась преобладающей. Кажущиеся значительными различия между патриархальными и матрилинейными большими семьями в сущности второстепенны и сводятся лишь к различиям в составе.

Патриархальные семьи включали определенное число поколений ближайших родственников по линии отца с их женами и детьми. Состав матрилинейных больших семей не был столь постоянным и во многом зависел от локальности брачного поселения. У навахо, хопи, бемба, трукезцев, яо и других племен семьи состояли из жены, ее мужа, их дочерей с мужьями и детей дочерей, иногда также из брата старшей группы сестер или сына одной из них с женой и детьми. У минангкабау, наяров Центральной Кералы и некоторых ашанти - из группы сестер и братьев и детей сестер. У ндембу, тробрианцев, хайда и других - из мужа, жены, их детей, не достигших брачного возраста, племянников с женами и детьми. В матрилинейных больших семьях связь мужа с семьей жены была обычно слабее, чем в патриархальных - связь жены с семьей мужа. Однако для них были характерны все основные черты таких семей: совместное владение собственностью, совместное ведение хозяйства и так далее.

Генезис большой семьи остается малоизученным. Отдельные ученые полагали, что большая семья была свойственна уже эпохе развитого матриархата, которую они отождествляли во времени с расцветом родовых отношений, и в дальнейшем или прекращает свое существование или превращается в большую патриархальную семью. С этим вряд ли можно согласиться. В эпоху расцвета первобытного общества внутри родовой общины могли выделяться группы ближайших родственников, объединенных совместным трудом и потреблением, но у них не было главного признака любой большой семьи - совместной собственности на средства существования. Некоторые исследователи полагают, что большие семьи синтезируются из парных семей эпохи расцвета родового строя.

Таким образом, этот вопрос пока остается дискуссионным.

Большие семьи во время разложения первобытного общества, стремившиеся обособиться от общины и противопоставлявшие себя ей, довольно долго сохраняли принципы первобытного коллективизма: совместный труд, совместное владение имуществом и потребление. В основе этого лежали чисто экономические причины - ограниченные возможности парцеллизации труда. По мере дальнейшего развития частнособственнических отношений внутри большесемейных коллективов назревают противоречия. С одной стороны, наблюдается стремление глав семей усилить свою власть, стать единоличными распорядителями семейного имущества, с другой - стремление малых семей выделиться из большой.

В зависимости от конкретных условий могла возобладать та или иная тенденция, что определяло местные особенности больших семей на рубеже перехода к государству и в раннеклассовом обществе.

Следует подчеркнуть, что вопреки распространенному мнению большие семьи обычно сохраняются на протяжении всего периода разложения (распада) первобытного общества, а очень часто и в раннеклассовых обществах. Но в последних они становятся уже не столь устойчивыми и уменьшаются в размерах. Частная собственность разъедает их основы и в конечном счете приводит к неизбежной гибели.

Известны и факты длительного существования большесемейных коллективов в классовых обществах (классическим примером является южнославянская задруга), которые еще не получили удовлетворительного объяснения. Возможно, существует определенная зависимость между пережиточным сохранением большой семьи и соседской общины. Те же причины, которые способствовали сохранению общины, то есть недостаточное развитие частной собственности, натуральное хозяйство, потребности кооперации, политика господствующего класса, могли способствовать также и сохранению большой семьи.

Наряду с большими семьями имели место и их объединения - группы родственных семей, ведущих происхождение от одного предка и поддерживающих определенные хозяйственные, родственные и идеологические связи, которые обычно называют патронимиями. Большинство исследователей относят возникновение патронимии к заключительным этапам разложения первобытного общества, что представляется вполне обоснованным. Так же как община и большая семья, патронимия может пережиточно сохраняться и в классовом обществе.

Уместно поставить вопрос: не является ли патронимия вообще более характерной для классового общества? Ведь до тех пор, пока сохранялся род, он по существу выполнял все функции патронимии, а различные родовые подразделения, ведущие свое происхождение от реально существовавших общих предков (линьяжи, линиджи, линии и так далее), не формально, но фактически также представляли собой группы родственных семей.

В целом патронимия все же представляется второстепенной организацией, не сравнимой по своему значению с большой семьей и соседской общиной. К тому же универсальный характер ее в разлагающемся первобытном обществе не доказан.

Сегодняшнее число: 22.02.2018 01:49:59