Главная - Первобытность и современность

Первобытность и современность

Одной из характерных черт нашей эпохи является сохранение в странах "третьего мира" реликтов социально-психологических и институциональных форм, присущих всем докапиталистическим формациям. В частности, народы ряда освободившихся в прошлом 20-м веке стран сохранили целые пласты первобытнообщинных социально-экономических институтов.

Конечно, классические формы первобытнообщинного строя повсеместно распались. Вместе с тем складывающиеся на их развалинах социально-экономические институты носят переходный и в значительной мере гетерогенный характер. Вызревающие на автохтонной почве и привносимые извне социальные антагонизмы и формы эксплуатации как бы наслаиваются на перерождающиеся институты первобытнообщинного строя, как бы пропитаны ими. Такое единство и в то же время глубокая внутренняя противоположность, присущие различным компонентам переходных общественных структур, очень затрудняют определение их формационной принадлежности (как правило, имеются противоположные точки зрения, абсолютизирующие тот или иной из названных компонентов) и выработку соответствующего методологического подхода.

Одной из первых в отечественной литературе попыток снять это противоречие явилась гипотеза И. Потехина, предложившего рассматривать социально-экономическую структуру Тропической Африки как специфическую интегративность различных укладов. Методологический узел этой проблемы исследователь увидел в переплетении отмирающих родовых, господствующих патриархально-феодальных и зарождающихся капиталистических отношений.

Соотношение и взаимосвязь различных социально-экономических укладов в структуре народов "третьего мира" существенно различаются в каждом конкретном случае, а потому требуют дифференцированного подхода.

Некоторые из этих народов до сих пор находятся на стадии разложения первобытнообщинной формации. Первобытная община в чистом виде больше уже совершенно не существует в Черной Африке, вместе с тем имеет место господство родовых отношений у пигмеев и бушменов. Аналогичный социальный уклад характерен для значительной части папуасских племен Новой Гвинеи. В горах проживает более половины папуасского населения. Из них 300-400 тысяч до сих пор находятся на стадии каменного века, остальные начали переходить на более высокие стадии развития всего 30-50 лет назад.

Для многих районов "третьего мира" типична переходная стадия социально-экономического развития. Первобытнообщинный строй там уже разложился, однако классово антагонистическое общество не сформировалось. Небоскребы в ряде африканских столиц и связь стран Тропической Африки с мировой системой хозяйства не должны заслонить того факта, что подавляющее большинство населения живет в условиях племенной общественно-экономической структуры. Некоторые из этих народов переживают лишь самый начальный период образования классов.

Но и для ряда стран "третьего мира", которые еще в прошлом веке обрели политическую независимость и давно уже вступили на путь развития классово антагонистических отношений, до сих пор характерна региональная незавершенность этого процесса, особенно в лесных и горных районах, на периферии очагов промышленности и товарного производства экспортных культур. В индейских районах андских стран реликты первобытнообщинных социальных институтов, пережившие древнее государство инков, конкисту, воздействие феодальных и капиталистических влияний, оказались вплавленными в процессы становления классово антагонистических отношений, сохранив известную автономность на периферии.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:47:21