Главная - Первобытная периферия докапиталистических обществ - Южная и Восточная Азия в середине 1-го - середине 2-го тысячелетия н.э.

Южная и Восточная Азия в середине 1-го - середине 2-го тысячелетия н.э.

Большая часть территории Южной и Восточной Азии уже к 1-му тысячелетию н.э. входила в состав тех или иных государственных образований. Вместе с тем обширные районы были населены племенами, которые по существу являлись внутренней первобытной периферией классовых обществ. Именно эти особенности позволяют рассматривать оба региона, несмотря на всю их специфику, вместе.

Характерной чертой исторического развития Южной и Восточной Азии в этот период была постепенная колонизация постоянно сужающейся внешней первобытной периферии и включение населявших ее племен в состав классовых обществ с их последующей феодализацией и (или) ассимиляцией, а иногда оттеснение этих племен в изолированные и труднодоступные районы, неблагоприятные для развития.

Характерным было также возникновение на окраинах этих регионов собственной государственности под сильным воздействием классовых обществ (Япония, Корея, Наньчжао, Бохай). В Восточной Азии специфический характер носили взаимоотношения Китая с северными кочевыми племенами, в целом находившимися на заключительном этапе классообразования или раннеклассового общества.

Кочевники, материальная и духовная культура которых испытывала сильное воздействие Китая, в военном отношении зачастую оказывались сильнее и неоднократно вторгались на его территорию (4-й век - хунну, сяньби и тибето-тангуты, 10-й век - кидани, 11-й век - тангуты, 12-й век - чжурчжэни, 13-й век - монголы, 17-й век - маньчжуры). В случае успеха их общество, несмотря на попытки его искусственной консервации для удобства эксплуатации захваченных земель, обычно претерпевало радикальные изменения, а сами победители нередко ассимилировались более многочисленным и развитым покоренным населением. Однако такие вторжения отрицательно сказывались на темпах развития региона в целом.

Всякий раз, когда завоеватель является народом менее культурным, имеет место нарушение хода экономического развития, уничтожается большое число производительных сил. Однако при завоевании длительном менее культурный агрессор чаще всего вынужден приспособиться к существующему более высокому хозяйственно-деловому положению страны им завоеванной в том самом виде, каким оно является после его агрессии; он ассимилируется завоеванным народом и чаще всего вынужден даже перенимать его язык.

Племена внутренней первобытной периферии также подвергались ассимиляции или ускоренному общественному развитию. В обоих случаях их спонтанное развитие оказывалось прерванным, причем во втором случае их социальная организация нередко приобретала искаженный вид, сочетая архаические формы со сравнительно развитыми.

В Индии процесс ассимиляции и воздействия со стороны индоарийцев на их дравидоязычную и мундаязычную внутреннюю периферию приводил к превращению племен в касты и образованию каст внутри племен. В результате даже у тех групп, которые сохранили свой этнос, родоплеменная структура осложняется новыми и очень отличными социальными институтами, которые возникли у них под влиянием длительного контакта с соседними индоарийскими народами; оформилась сложнейшая система социальной организации, в которой переплетаются институты первобытнообщинного строя и более поздней сословно-кастовой организации.

В Китае наиболее показательна проводившаяся по отношению к окраинным районам политика "руками варваров управлять варварами" и ее проявление - система тусы, окончательно сложившаяся при династии Мин, но практиковавшаяся намного ранее. Эта система, с одной стороны, способствовала ускорению процесса классообразования и феодализации аристократической верхушки у периферийных племен, с другой - вела к консервации их радо-племенной организации.

К концу средневекового периода значительное большинство племен Южной и Восточной Азии, сохранявших первобытнообщинные отношения, успело подвергнуться воздействию, зачастую всестороннему и длительному, классовых обществ.

Не совсем ясно, как сказалось соседство с более передовыми обществами на наиболее отсталых племенах, таких, например, как андаманцы. Однако их изолированность и отсталость, сами по себе препятствующие общественному развитию, вероятно, во многом были результатом экспансии более продвинутых народов.

Сегодняшнее число: 22.02.2018 02:04:28