Главная - Первобытная периферия докапиталистических обществ - Юго-Восточная Азия, Океания и Австралия в середине 1-го - середине 2-го тысячелетия н.э.

Юго-Восточная Азия, Океания и Австралия в середине 1-го - середине 2-го тысячелетия н.э.

На взаимоотношения классовых обществ и первобытной периферии в Юго-Восточной Азии в упомянутый период по-прежнему оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, но их соотношение меняется в пользу последних.

С 5-4 веков н.э. происходит заметное расширение территории, занятой классовыми обществами. В речных долинах Индокитая и в Западной Индонезии возникают новые государственные образования, экономика которых базируется на ирригационном земледелии. В их идеологическом оформлении весьма сильно ощущается индийское влияние, однако роль индийского этнического элемента в их создании практически была равна нулю. Все эти государства создаются на чисто местной основе. К тому же влияние индийской материальной и духовной культуры во многих районах Юго-Восточной Азии зачастую проявлялось опосредствованно - через возникшие в предшествующий период приморские города-государства.

Вновь возникшие государства постепенно расширяют свою территорию за счет первобытной периферии. Так, например, Вьетнам на протяжении средних веков присоединяет горные районы на севере и юге, населенные тхай, ман (яо), мео (мяо), си и другими племенами. При этом у тех племен периферии, которые находились на достаточно высоком уровне развития, отмечается ускоренное разложение первобытнообщинных отношений, а иногда и быстрое перерождение их родоплеменной верхушки путем ее включения в государственную иерархию.

Заметное воздействие на темпы возникновения классовых обществ и их характер оказывали непрекращающиеся миграции как внутри самой Юго-Восточной Азии, так и особенно с севера. Тайские и бирманские племена, переселявшиеся из районов, близких к Китаю, и уже испытавшие на себе его воздействие, в целом находились на последнем этапе первобытнообщинного строя. Некоторые из них, сталкиваясь в Юго-Восточной Азии с более развитыми классовыми обществами, под влиянием последних довольно быстро переходили к государственному существованию. Однако для всего региона в целом эти миграции во многом определили общие замедленные темпы развития, возврат к уже достигнутому ранее уровню, сохранение многочисленных пережитков первобытнообщинных отношений, в частности родовой организации.

В наиболее изолированных и труднодоступных районах влияние классовых обществ прослеживается слабо. Неблагоприятные природные и исторические условия обрекали население этих районов на отсталость и, возможно, даже регресс. Эта изоляция часто, в свою очередь, была результатом давления со стороны классовых обществ.

Так, в результате продвижения монов в 7-8 веках н.э. отсталые племена лава, жившие в Северном Таиланде, были, частично ассимилированы, частично вытеснены в изолированные и неплодородные районы. Контакты с соседними племенами и народами у изолированных племен все же были - об этом говорит хотя бы утрата своих языков многими наиболее отсталыми народами - семангами, сеноями, кубу и другими. В то же время факт сохранения ими примитивного присваивающего хозяйства свидетельствует о том, что такие контакты не стимулировали их общественного развития и, возможно, его искажали.

В наибольшей, хотя и не абсолютной изоляции развивалось население Океании и Австралии. Контакты с другими регионами все же были, однако их конкретные проявления и возможные результаты остаются трудноуловимыми и дискуссионными.

В этой связи особый интерес приобретают свидетельства о контактах населения Океании с Америкой. Не желая давать здесь общую оценку гипотезы Т. Хейердала, нельзя не отметить убедительности одного из его аргументов. Поскольку письменность - явление стадиальное, трудно поверить, что жители острова Пасхи, далеко не самые развитые в Полинезии, но единственные, обладавшие ею, изобрели ее самостоятельно.Следовательно, приходится допустить возможность внешнего влияния в той или иной форме.

Можно считать установленным фактом, что внешние воздействия достигали даже Австралии. Индонезийцы, в частности, регулярно плавали к ее берегам. В Австралии известны находки керамики неаборигенного происхождения, китайского фарфора и так далее. Какое влияние оказали эти воздействия на развитие аборигенов Австралии? В области материальной культуры оно представляется бесспорным. Что касается социальной организации и идеологии, то тут мнения исследователей расходятся очень сильно. Одни склонны почти полностью отрицать внешнее воздействие, другие придают ему очень большое значение, сводя к нему восьмиклассное деление общества, погребения на деревьях, культ, включавший пещерную живопись, обрезание.

Очевидно, однозначное решение вопроса в настоящее время невозможно, но остается фактом, что аборигены Арнхемленда, больше других подвергшиеся внешнему воздействию, опережали остальных австралийцев в своем развитии.

Сегодняшнее число: 22.02.2018 02:02:29