Главная - Первобытная периферия докапиталистических обществ - Сибирь в 3-м тысячелетии до н.э. - середине 1-го тысячелетия н.э.

Сибирь в 3-м тысячелетии до н.э. - середине 1-го тысячелетия н.э.

Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. на территории Южной Сибири происходит переход к скотоводству и земледелию, распространяются изделия из меди и бронзы, а затем налаживается собственное бронзолитейное производство. С этого момента юг Сибири, включенный в круг евразийских степных культур, развивается значительно более быстрыми темпами, чем север, и оказывает на него постоянное воздействие.

В Восточной Сибири в конце 3-го - начале 2-го тысячелетия до н.э. (китайская культура) появляются первые признаки разложения первобытнообщинных отношений (богатые и бедные погребения, парные погребения, рост обмена). Трудно сказать, что лежало в основе этого процесса - переход к рыболовству как ведущей отрасли хозяйства или связи со степными культурами Юга и Запада. Возможно, имело место одновременное действие обоих факторов.

На Дальнем Востоке в 3-м тысячелетии до н.э. происходят важные хозяйственные изменения - появляется земледелие, истоки которого здесь еще не ясны.

Во 2-м тысячелетии до н.э. на юге Сибири происходит бурное развитие культур бронзового века (окуневской, андроновской, карасукской), находившихся в тесных и разнообразных отношениях с другими культурами степной зоны, со Средней Азией и Китаем. Наблюдается интенсивный обмен культурными достижениями, первобытнообщинные отношения разлагаются.

В степной зоне происходит частая смена населения. В результате часть его вытесняется в более северные районы, принося туда более высокую культуру. Не менее интенсивны и культурные контакты. Все это приводит к тому, что на обширных пространствах лесостепной и лесной зоны Сибири распространяются важные хозяйственные новшества: металл и начатки бронзолитейного производства, а там, где позволяли природные условия, и скотоводство. Возможно, уже во 2-м тысячелетии лесные племена Сибири обмениваются пушниной со своими южными соседями, а через них и с более отдаленными областями.

В Восточной Сибири, в Прибайкалье и Забайкалье во 2-м тысячелетии до н.э. также заметны важные сдвиги: появляются металлические изделия и зарождается примитивное местное производство металла, а рыболовство окончательно становится ведущей отраслью хозяйства (глазковская культура). Происходит дифференциация общества и, видимо, становление патриархальных отношений, о чем говорят богатые погребения и парные погребения с насильственно умерщвленными женщинами.

В конце 2-го тысячелетия в Забайкалье происходит переход к скотоводству, а сама эта область становится крупным центром металлургии бронзы в Восточной Азии.

Поскольку материальная культура байкальских племен 2-го тысячелетия до н.э. демонстрирует сильное влияние юга, особенно скотоводов карасукской культуры и еще более южных районов, торговые связи с которыми прослеживаются на археологическом материале, вполне логично предположить, что это влияние и было одной из причин, стимулировавших общественное развитие. Такой вывод давно сделан.

В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до н.э. серьезные южные влияния, в основном через посредство глазковцев, ощутимы и на территории Якутии, куда в довольно значительном количестве проникают бронзовые изделия карасукскик и более южных типов. Зарождается и собственное производство бронзы. Существует мнение, что и в Якутии в это время происходит становление отцовско-родовых отношений. В этой связи интересно, что, по мнению отдельных ученых, Якутия во 2-1 тысячелетиях до н.э. населена была предками палеоазиатских народов, прежде всего юкагиров. В свою очередь, из Якутии изделия из металла и их носители проникали на крайний северо-восток Сибири.

В 1-м тысячелетии до н.э. - первой половине 1-го тысячелетия н.э. народы Южной Сибири, очевидно, находились уже на стадии классообразования. На археологическом материале хорошо прослеживаются связи с культурами степного круга вплоть до Восточной Европы, со Средней Азией, ахеменидским Ираном и Китаем. Процесс классообразования особенно усилился с конца 3-го века до н.э., с приходом хунну, уже подвергшихся сильному китайскому влиянию, на берега Енисея. Дворец гуннского наместника в "земле хягас" (Минусинская котловина), найденный около Абакана, является лучшим свидетельством и уровня развития, достигнутого местным обществом, и влияний на него со стороны более древних центров цивилизации.

Бурные события 1-го тысячелетия до н.э. - первой половины 1-го тысячелетия н.э. на юге Сибири, установление прямых контактов с классовыми обществами не могли не оказать разнообразного влияния на жизнь более северных племен. Это нашло отражение в общем росте производительных сил (вступление в железный век, распространение навыков производства металла вплоть до берегов Северного Ледовитого океана, распространение скотоводства и земледелия в лесной и лесостепной зоне Западной Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке); в больших передвижениях населения, включении в него южных компонентов и общем изменении этнической карты (в Западной Сибири, Якутии и на Дальнем Востоке); в развитии обмена, в том числе пушной торговли (по крайней мере в Западной Сибири с 1-го тысячелетия до н.э.); в разложении первобытнообщинного строя в некоторых районах.

Последнее особенно хорошо прослеживается в лесной зоне Западной Сибири, о чем свидетельствуют: появление крупных жилищ большесемейного типа, возникновение укрепленных городищ и широкое распространение оружия, тамги на многих вещах - очевидно, знаки собственности, отцовско-правовые отношения или, во всяком случае, - вирилокальность брака (на некоторых вещах, принадлежащих женщинам, имеются тамги совершенно иных очертаний, чем принятые в данном поселении).

Меньше всего изменений произошло в жизни населения северо-востока Сибири. Однако и там в 1-м тысячелетии н.э. прослеживается знакомство с железными орудиями.

В целом влияние классовых обществ на население Сибири сказалось в рассматриваемое время весьма слабо. До 1-го тысячелетия до н.э. связи с ними были лишь опосредствованными. Более быстрое развитие Сибири, в первую очередь Южной, начинается в 1-м тысячелетии до н.э., и одной из причин этого, вероятно, явилось приближение границ классовых обществ к сибирским рубежам.

Последствия культурных контактов сибирских племен с цивилизацией легче всего устанавливаются на изменениях в материальной культуре. Очевидно, здесь они и сказались в первую очередь. Некоторые изменения в общественном строе - развитие обмена, становление частной собственности на движимое имущество и как следствие имущественная дифференциация, возникновение отцовско-правовых отношений - также могли быть отчасти стимулированы контактами с более развитыми обществами.

Труднее всего уловить на археологическом материале влияния в области идеологии. Все же, кажется, они имели место, особенно в Южной Сибири: ведь, как уже отмечалось выше, даже до таежных охотников и рыболовов доходили далекие отголоски древнеегипетских верований.

Сегодняшнее число: 22.02.2018 01:57:06