Главная - Первобытная периферия докапиталистических обществ - Распространение цивилизации и территориальная экспансия

Распространение цивилизации и территориальная экспансия

Распространение цивилизации по ойкумене в основном происходило двумя путями: в результате возникновения новых ее очагов и путем территориальной экспансии уже существующих государств. В первом случае известны примеры того, как новые государства и очаги цивилизации возникали в результате спонтанного развития (Америка) без сколько-нибудь значительного внешнего воздействия. Однако значительно чаще они возникали в результате воздействия со стороны государств, уже существовавших ранее.

В свою очередь, вновь возникшие государства и очаги цивилизации оказывали влияние на появление новых (например, Южная Месопотамия - Ассирия - Мидия - Иран). В этом аспекте можно говорить о первичных, вторичных, третичных и так далее очагах государственности и цивилизации, но лишь условно, потому что один и тот же очаг, будучи вторичным, то есть испытав определенное внешнее влияние, способствующее его возникновению, мог быть первичным как в смысле самостоятельности своих социальных и культурных учреждений, так и по отношению к остальным племенам и народам своего региона.

Территориальная экспансия уже существующих государств приводила к насильственному включению племен первобытной периферии в условия классового существования, что обрывало их спонтанное развитие. Дальнейшая история таких племен чаще всего была сопряжена с их более или менее интенсивной аккультурацией, насильственным насаждением черт, присущих обществу-завоевателю. Одновременно их инкорпорация в классовые общества отражалась и на социальных процессах, протекавших в последних.

Возникновение внутренней первобытной периферии могло приводить к развитию классовых отношений не столько вглубь, сколько вширь, способствовало сохранению отдельных архаических черт и институтов (таких, как община, пережитки родоплеменного деления общества и других). Чаще всего это, по-видимому, замедляло общие темпы общественного развития, хотя в отдельных случаях могло служить основой для перехода общества к иной, более прогрессивной социально-экономической структуре (переход к феодализму в Европе).

Распространение государственности и цивилизации по ойкумене, какими бы путями оно ни достигалось, способствовало приближению классовых обществ к первобытной периферии и тем самым усиливало их экономическое, политическое и культурное влияние на последнюю.

Влияние более передовых обществ на отсталые наблюдается на протяжении всей истории человечества. Но с возникновением классовых обществ оно приобретает качественно иной характер. Во-первых, оно становится значительно более всесторонним и интенсивным - в той или иной степени все классовые общества вне зависимости от своей структуры сами активно стремятся к контактам со своей первобытной периферией. Во-вторых, значительные районы периферии становятся объектом эксплуататорских устремлений со стороны классовых обществ. В-третьих, под воздействием классовых обществ вне зависимости от его конкретных результатов очень часто нарушается спонтанное развитие периферийных обществ.

До известной степени схематизируя, влияние классовых обществ на первобытную периферию можно разделить на технологическое, экономическое, социально-политическое и идеологическое. Разумеется, все это лишь различные стороны одного процесса, и необходимость их выделения вызывается тем обстоятельством, что в конкретной исторической ситуации они проявлялись с неодинаковой силой и давали различные результаты.

Под технологическим воздействием мы понимаем заимствование первобытной периферией технических достижений классовых обществ: металлургии, гончарного круга, колесного транспорта и так далее, что приводило к ускорению ее социально-экономического развития.

Экономическое воздействие выражалось прежде всего в установлении торговых связей с первобытной периферией. Несмотря на то что эта торговля чаще всего носила неэквивалентный характер и являлась средством извлечения прибавочного продукта, она определенным образом могла способствовать развитию производства (например, увеличению производства зерна и скота на продажу, росту добычи полезных ископаемых или пушнины). В еще большей степени она могла способствовать социальной дифференциации внутри разлагающихся первобытных обществ (например, в результате сосредоточения богатств в руках родолеменной верхушки). Однако торговля с классовыми обществами могла также искажать или даже тормозить общественное развитие первобытной периферии (развитие товарного производства пушнины в Сибири, работорговля с арабами в Африке в средние века).

Социально-политическое воздействие было, пожалуй, наиболее многогранным, включая в себя политические взаимоотношения классовых обществ с первобытными племенами (войны, союзы), вызванные ими этнические перемещения и миграции, влияние социальных институтов классовых обществ (например, распространение кастовой системы в Юго-Восточной и особенно в Южной Азии), возникновение на периферии сильных племенных союзов, ускоренное потребностями обороны от классовых обществ, подражание местных вождей сакральному царскому культу. Столь же разнообразными были и его последствия.

По понятным причинам наиболее трудно уловить идеологическое воздействие и особенно его результаты. Мы можем констатировать определенное идеологическое воздействие Египта или Эгеиды, доходившее до очень отдаленных районов первобытной периферии (распространение мегалитических сооружений и солярных культов), но его результаты остаются для нас в высшей степени гадательными. Однако значительно более полные материалы по средневековому периоду показывают, сколь далеко это воздействие может проникать - иногда даже дальше, чем политическое или экономическое, - и к каким это может приводить важным последствиям.

Например, распространение таких религий, как христианство, ислам, буддизм или индуизм, оказывало значительное .влияние на социальные структуры, формы семьи и брака.

Сегодняшнее число: 22.02.2018 02:04:47