Главная - Неравномерность исторического развития и процессы колонизации - Торговая колонизация и изменения в жизни эскимосов и индейцев Канады и Аляски

Торговая колонизация и изменения в жизни эскимосов и индейцев Канады и Аляски

Наглядным примером результатов торговой колонизации могут служить изменения в жизни эскимосов (а также индейцев) Канады и Аляски под влиянием перехода к товарной пушной охоте в начале 20-го века.

Развитие пушного промысла происходило постепенно и, казалось, безболезненно, так как он был лишь одним из специализированных видов охоты - занятия, определявшего всю жизнь эскимосов в течение многих веков. В то же время переход от охоты на моржей, тюленей и карибу, ведшейся в основном собственного потребления, к звероловству для обмена нес в себе далеко идущие последствия. На них обращали внимание многие исследователи.

Анализируя все наблюдения по этому вопросу, можно сделать вывод, что переход к пушному промыслу лишал эскимосов их прежней экономической независимости. Он не оставлял трапперу достаточно времени для охоты на тюленей и оленей и ставил его существование в зависимость от покупки привозных съестных припасов у белого торговца. Одновременно трапперство разрушало традиционное эскимосское общество с его коллективизмом в добыче средств существования и потребления, с тесными отношениями сотрудничества и взаимопомощи, с обычаями совместной жизни в зимних селениях.

Если охота на кита, моржа, оленя карибу была в прошлом, до широкого распространения огнестрельного оружия, коллективным занятием, то пушного зверя могли совместно промышлять в лучшем случае две малые семьи, чаще же каждая семья на промысле была вынуждена жить отдельно от других. Сезон пушного промысла, длящийся почти полгода (с ноября до начала апреля), превратился для эскимосов из периода наиболее интенсивной общинной жизни с совместными празднествами и плясками, визитами в соседние стойбища и приемом гостей, в период изоляции и одиночества в маленьких хижинах, расположенных на расстоянии одного или нескольких дней пути одна от другой.

В прошлом зима была временем сплочения общины, теперь она стала временем ее расчленения. Малые семьи большую часть года жили порознь и в поддержании своего существования стали зависеть не от взаимных связей, а от собственных усилий и от связи с торговцем.

В результате первобытная община эскимосов стала быстро разлагаться. Кроме того, изоляция от соплеменников, на которую были обречены трапперы, зависимость от малопонятного им мира белых подрывала веру эскимосов в собственные силы, вызывала большое напряжение психики и ослабляла ее устойчивость.

Думается, что именно психологический фактор создал почву для развития среди эскимосов алкоголизма. Алкоголь стал для них средством снятия чрезмерного психического напряжения, все более вытесняя служившие той же цели празднества и другие увеселения. Эти новые явления вместе с нарушением выработанного веками простого, но отвечавшего условиям жизни эскимосов рациона питания привели к ухудшению их здоровья, снизили сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Переход к трапперству ускорил европеизацию материальной культуры эскимосов. Вспоминая о своем пребывании у жителей Северной Аляски в 1913 г., Дженнесс писал, что эскимосы мыса Барроу и других поселений этого района покупали у торговцев кроме ружей, приобретавшихся в больших количествах и раньше, также капканы - основное орудие для пушной охоты; примусы, керосиновые лампы, свитеры и другое. Даже свои традиционные средства передвижения - каяки и сани - эскимосы делали все реже. Вместо этого они приобретали у торговцев лодки и сани, изготовленные на предприятиях США.

Большое место в питании семей трапперов заняли мука, различные консервы, сушеный картофель, чай, сахар. Покупка большого числа промышленных и продовольственных товаров стала в начале второго десятилетия 20-го века необходимостью для эскимосов Аляски.

Сходные процессы происходил и и у лесных индейцев Канады, у которых они начались значительно раньше, чем у эскимосов, а именно в 17-м веке. Результат же был один: разложение первобытно-коллективистской общины и развитие малой семьи.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:51:55