Главная - Неравномерность исторического развития и процессы колонизации - Систематически влияние колонизации на индейцев

Систематически влияние колонизации на индейцев

Сколько-нибудь систематически влияние колонизации прослежено для индейцев бассейна Риу-Негру (Северо-Западная Бразилия), и прежде всего для аравакских и тукано-язычных племен, живущих по берегам рек Ваупес, Исана, Айяри. Наиболее важны результаты полевых исследований бразильского этнографа Э. Гальвао, хотя отдельные интересные наблюдения по аккультурации индейцев этого района содержатся и в работах других ученых. Так, А. Уоллес еще в 80-х годах 19-го века отмечал, что река Ваупес - это канал, по которому европейские товары идут в неизведанные районы между реками Гуавьяре и Жапура. По его оценке, ежегодно в то время вверх по реке Ваупес проходили товары на сумму 1 тысяча фунтов стерлингов, главным образом топоры, ножи, рыболовные крючки, металлические наконечники стрел, соль, зеркала, бусы.

На наш взгляд, весьма показательно, что в числе других европейских товаров упоминаются наконечники стрел, которые бразильцы изготовляли специально для торговли с индейцами, что свидетельствует о регулярности обмена и устойчивости его ассортимента.

В обратном направлении, то есть вниз по реке, от индейцев к бразильцам шли гамаки, корзины, смола, маниоковая мука. В этой меновой торговле племена, имевшие контакты с бразильцами и колумбийцами, служили посредниками для племен, не имевших непосредственных контактов с неиндейским обществом. В каждой общине обмен велся не отдельными производителями, а старейшинами общины. Лишь много спустя, в 20-м веке, старейшины утратили функцию торговых посредников между индейцами общины, с одной стороны, и не индейцами - с другой.

В начале 20-го века племена, имевшие европейские товары, широко пользовались ими в межплеменной торговле. На реке Ваупес индейцы умауа вели оживленную торговлю с кубео. В обмен на яд для стрел, на изготовлении которого умауа специализировались, они получали от кубео железные инструменты, бусы и другие европейские товары. Под влиянием тесных торговых связей многие умауа говорили на языке кубео.

В то же время уже в конце 19-го века были известны случаи, когда индейцы, спасаясь от белых, бежали с реки Ваупес на мелкие речки, стремясь сохранить исконный образ жизни. Так, небольшая группа тукано, живших в 80-х годах 19-го века на маленьком притоке Риу-Негру, переселилась сюда с реки Ваупес.

В 20-м веке на Риу-Негру и ее правых притоках (не считая Манауса и его окрестностей) жило в среднем 20-25 тыс. человек. Численность населения на протяжении 40-50 лет здесь изменилась меньше, чем во многих других районах Амазонки: в 1920 г. было 20 тыс. жителей, в конце 50-х годов - 25 тыс. В годы каучукового бума иммиграция в зону Риу-Негру была невелика в отличие от большинства других каучуконосных районов, поэтому и отток населения после окончания бума был незначителен.

В то же время в зоне Риу-Негру менялась этническая композиция населения, численное соотношение его индейской и неиндейской части. В конце 50-х годов 20-го века из 25 тыс. человек населения зоны Риу-Негру индейцы составляли только окало 3 тыс., то есть 12%, остальные же 22 тыс. жителей этого района относились почти исключительна к категории кабокло, то есть были продуктом смешения индейской и европейской культур. К началу 20-го века это соотношение было иным. Индейцы составляли значительно большую часть населения района.

Как и в предшествующие века, в 20-м веке индейцы составляют важный источник рабочей силы для экономики зоны Риу-Негру, особенно для лесных промыслов. Предприниматели периодически посещают верховья Исаны, Ваупес и других рек этой системы, чтобы законтрактавать индейцев для сбора каучука, балаты, бразильского ореха и других лесных продуктов. Но методы контрактации с начала века претерпели существенное изменение. В начале века "племенных" индейцев вербовали на промыслы не индивидуально, а группами, и все переговоры предприниматель вел не с ними, а со старейшиной соответствующей индейской общины, через которого осуществлялся и обмен товарами с приезжими торговцами. Полвека спустя и контрактация индейцев из общин, и торговля с ними велись уже в индивидуальном порядке.

Отношение "предприниматель - община (в лице старейшины)" сменилась отношением "предприниматель (или торговец) - отдельный член общины". Эта перемена свидетельствует о важном сдвиге в идеологии общинно-родовых представлений, об индивидуализации хозяйства и мышления.

Законтрактованные индейцы получают в кредит ружья, порох, дробь, ножи, топоры, ткани, соль. Затем их увозят в низовья Исаны и Ваупес и на Риу-Негру, где в основном ведется сбор каучука. За сезон промысла, длящийся с июня по ноябрь, индеец обычно зарабатывает не больше 3 тыс. крузейро, что не покрывает обычной стоимости кредита, снаряжения и провианта, который он получает за это время от предпринимателя. В результате должники подолгу живут вне своих общин, в районах, где господствуют не доклассовые отношения, а капитализм. Возвращаясь наконец в свои общины, эти люди выступают проводниками социальных и культурных изменений, а также новой для племенных индейцев индивидуалистической психологии.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:51:24