Главная - Неравномерность исторического развития и процессы колонизации - Распад индейских родовых общин

Распад индейских родовых общин

Уход индейцев из общины и их ассимиляция местным бразильским сельским обществом в конечном счете ведут к падению численности отдельных родовых общин ниже пределов, необходимых для нормального функционирования родовой структуры, и тем самым к разрушению родовой организации и племенной общности.

Остатки прежних родовых общин, объединившись, образуют селения, построенные по территориальному принципу и сходные с селениями кабокло. Исследователями индейцев Бразилии отмечено несколько случаев распада общин из-за снижения их численности ниже определенных пределов. Так, на реке Арагвайе в 1947 г. единственная остававшаяся община индейцев тапирапе прекратила самостоятельное существование из-за вымирания этого племени. Когда тапирапе осталось всего 100 с небольшим человек, они покинули свое селение и поселились отдельными семьями в расположенных неподалеку деревнях индейцев каража. Правда, несколько лет спустя сотрудникам Службы защиты индейцев удалось объединить всех сохранившихся тапирапе и искусственно возродить у них в 1953 г. отдельную общину.

Также вследствие вымирания распалась в верховьях реки Шингу единственная община индейцев яулапити, и опять-таки вскоре она была искусственно восстановлена работниками Службы защиты индейцев. Но вряд ли ее можно было считать жизнеспособной. Экономически она была зависима от поста Службы защиты. Из-за недостаточной численности эта возрожденная община не могла даже проводить религиозные праздники и обряды.

По-видимому, ни одна из индейских родовых общин на реках Ваупес и Исана не дошла еще в своем уменьшении до критического предела, но, на наш взгляд, таково их будущее.

Ну, а что же происходило в первой половине 20-го века внутри самих этих общин?

Сезонное отходничество мужчин привело к изменению прежних общинно-родовых норм кооперации и полового разделения труда. Резко упала роль коллективных работ в экономической жизни общины. Не устраиваются больше коллективные охоты, коллективная ловля рыбы. Коллективные работы, весьма важные в прошлом, сводятся теперь к взаимопомощи при расчистке семейных огородов и к организации немногих теперь празднеств. Изменился и состав участников коллективных работ. Если в прошлом та же расчистка леса производилась силами сородичей, то теперь, желая расчистить участок леса под огород, мужчина уже нередко приглашает мужчин не только из своей, но и из соседних родовых общин.

Нам представляется, что это связано, с одной стороны, с нехваткой мужчин в своей общине из-за отходничества, а с другой - с отдельных родовых общин и укреплением индивидуальных дружеских связей на основе, в частности, совместной работы на лесных промыслах, а также совместного участия в католических праздниках.

Расчистив участок, мужчина уезжает на сбор каучука и оставляет посевы на попечение членов семьи. В связи с этим, вероятно, должна была возрасти роль женщины в земледелии, хотя прямых указаний на это в литературе мы и не нашли.

Исчезновению такого вида коллективных работ, как коллективная охота, способствовало также истощение охотничьей фауны, чувствовавшееся уже к началу 20-го века. Охота потеряла прежнее значение, превратившись к середине 20-го века скорее в развлечение, чем в важную отрасль хозяйства, какой она была в 19-м веке и ранее.

Росту экономического индивидуализма у мужчин - членов родовой общины - содействовал индивидуальный характер их работы в качестве сборщиков каучука. Индивидуалистические представления, возникавшие во время такой работы, затем привносились в общину. У женщин индивидуализации труда способствовало то, что по крайней мере с конца 30-х годов 20-го века часть выращиваемого маниока (например, у кубео около 10%) регулярно выменивалась ими у мелких торговцев на сковороды, кастрюли, ткани и другие предметы. Естественно, что возникновение индивидуальной реализации продуктов женского труда привело к постепенному разрушению традиционных форм коллективного женского труда при обработке маниока и выделке из него муки - фариньи, которая служит предметом обмена.

Одним из факторов, который вел к ослаблению коллективизма и одновременно был отражением этого процесса, явилась почти закончившаяся к настоящему времени у племен района смена общинных жилищ (малок) хижинами, рассчитанными на одну супружескую пару и ее детей. При постройке малоки вся община объединяла свои усилия, для сооружения же маленькой хижины достаточно было помощи нескольких человек.

Ослаблению связей, скрепляющих родовую общину, способствуют не только экономические, но и некоторые другие факторы: религиозные, языковые и прочие. Так, в настоящее время индейские общины весьма редко проводят традиционные религиозные празднества, в прошлом игравшие большую роль в укреплении социальных связей между членами рода. Католические же праздники в честь святых патронов обычно связаны не с одной общиной, а являются общими для населения какой-то местности, где могут жить не только индейцы, но и кабокло.

Существуют несколько поселков, где обычно никто не живет, но куда на время празднеств в честь святого съезжаются индейцы и кабокло из большого района. Улицы и дома поселка поддерживаются в чистоте и в случае необходимости ремонтируются совместным трудом почитателей святого - индейцев разных родов и кабокло.

Празднества святых патронов расшатывают родовую организацию. Но особенно способствует этому деятельность протестантских миссионеров. В результате обращения некоторых индейцев в протестантство возникла религиозная рознь между индейцами - католиками и протестантами. Протестантские миссионеры более нетерпимо, чем католические, относятся к традиционной культуре индейцев. Происходит раскол родовой общины по религиозному признаку.

На рушению структуры родовой общины способствует и распространение лингуа жераль. С переходом на лингуа жераль отражающая родовой строй классификационная терминология родства заменяется соответствующими совсем другим принципам организации общества португальскими терминами "дядя", "племянник" и иными. Меняются названия родов, и возникает путаница в отнесении данного рода к той или другой фратрии.

Родовая структура нарушается и вследствие изменения прежнего расселения и локальности родов. В связи с возрастающей ролью работы по найму в экономике индейцев многие роды таких племен, как сиуси, коати, ипека, передвинулись с реки Айяри и верховьев Исаны в ее низовья. В результате рядом оказались роды, принадлежащие к разным племенам, и родовая экзогамия практически сменилась племенной. В некоторых случаях в связи с уменьшением численности родов в одном селении живут два рода. Например, в середине 50-х годов 20-го века в селении Санта-Ана жил католический род Маракайя и протестантский Юрупари.

Все вышеперечисленные факторы ослабляют прежнюю структуру общины, основанную на родовых связях и солидарности сородичей, ведут к усилению контактов между членами разных родов и племен и к образованию, правда еще в редких случаях, общины из нескольких родов. Родовые связи ослабляются, соседские укрепляются. Одновременно идет непрерывный процесс ассимиляции индейцев местным бразильским сельским обществом. И, судя по скорости этих двух процессов, ассимиляция индейцев района и превращение их в кабокло, то есть в часть бразильской нации, завершится раньше, чем родовая община успеет преобразоваться в соседскую.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:52:18