Главная - Неравномерность исторического развития и процессы колонизации - Народы, сохранившие первобытнообщинную организацию, в новое и новейшее время

Народы, сохранившие первобытнообщинную организацию, в новое и новейшее время

В новое и новейшее время народы, сохранившие первобытнообщинную организацию, силой интернациональных (исторических по своей природе) процессов оказываются вырванными из "закоулков" цивилизованного мира, из состояния замкнутости и автохтонного развития. Их судьбы отныне зависят от той социальной среды, в которой протекает их дальнейшая эволюция.

Уже эпоха великих географических открытий (вторая половина 15-го - первая половина 17-го века) познакомила европейцев с населением Америки, Австралии и других обширных земель, где жили многочисленные племена, находившиеся на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Последовавшая затем колонизация вновь открытых материков и островов резко изменила судьбы коренного населения этих территорий и в то же время способствовала развитию капитализма в Европе, что привело к новому расширению колониальной экспансии и насильственному вовлечению все больших масс населения периферийных по отношению к Европе областей в социальные процессы становления капитализма.

В новых социальных условиях народы, сохранившие первобытнообщинную организацию, либо безжалостно уничтожались, либо не менее безжалостно эксплуатировались колонизаторами. Капитализм нес им альтернативу вымирания или усиления социального расслоения, насильственного приобщения к системе наемного рабства в качестве ее наиболее эксплуатируемого и бесправного слоя.

Вместе с тем уже на заре капитализма взоры передовых мыслителей обратились к социальному равенству и справедливости, которые сохранились у "диких" народов заморских островов и стран и немало удивляли европейских мореплавателей и колонистов. Недаром у Дени Вераса, Морелли и многих других социалистов-утопистов гипотетический "истинно мудрый законодатель" отправлялся для организации справедливого общества именно к "диким" народам, жившим общиной и не знавшим частной собственности. Смысл его деятельности сводился к тому, чтобы ознакомить "дикарей" с позитивными достижениями цивилизации (земледелием, скотоводством, организацией труда), сохраняя в неприкосновенности их "счастливые задатки" - общность имущества и общность труда для общих нужд, ни в коем случае не устанавливая раздела "ни произведений природы, ни произведений человека".

В принципиально новых исторических условиях появляется принципиально новая в истории возможность использовать некоторые из первобытнообщинных институтов (такие, как трудовой коллективизм, традиции взаимопомощи, совместного решения общественных дел, коллективная собственность на землю и крупные орудия производства, неразвитость частнособственнической психологии). В каком направлении пойдет развитие народов, сохранивших общину и те или иные из элементов первобытнообщинной организации, в новых исторических условиях, зависит от социальной среды, в которой оно будет осуществляться.

В наши дни проблема развития первобытнообщинной организации в различных исторических и социальных условиях весьма актуальна в связи с получением политической независимости в последние несколько десятилетий многими народами, сохранившими реликты первобытнообщинных отношений. Нами предпринята попытка показать генетическую альтернативу судеб первобытнообщинной организации в условиях современного развития на материале народов и стран, где тот или иной процесс получил наиболее характерное выражение. При этом в качестве объекта исследования взяты не просто народы, сохранившие общину, но преимущественно те из них, в социальном устройстве и общественных отношениях которых традиции и обычаи первобытнообщинного строя играли наиболее значительную роль и которые в экономическом отношении характеризовались тем, что в хозяйстве и производстве орудий труда они вплоть до начала коренных социальных преобразований по существу не вышли за пределы неолитической революции.

Учитывая последнее обстоятельство, процесс крушения первобытнообщинной организации под влиянием капиталистических отношений рассматривается на материалах истории европейской колонизации Гренландии, Амазонии и Гвианы, проблема использования первобытнообщинных социальных институтов в условиях некапиталистического развития на основе анализа опыта малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России, а тенденции и перспективы развития сохранившей первобытнообщинные институты социальной периферии третьего мира - на материалах Новой Гвинеи, Австралии, Индии, ряда стран Тропической Африки и индейских районов Латинской Америки.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:52:06