Главная - Неравномерность исторического развития и процессы колонизации - Ликвидация коллективных форм труда у индейцев

Ликвидация коллективных форм труда у индейцев

Периодический уход мужчин общины на лесные промыслы привел к почти полной ликвидации коллективных форм труда мужчин-сородичей в охоте, рыболовстве и, хотя и в меньшей мере, в земледелии. Последнее до сих пор остается основой экономики индейских общин, живущих на притоках Риу-Негру, но она подрывается отходничествам мужчин, из-за которого все заботы о посевах перекладываются на плечи женщин.

В последние несколько десятилетий периодический отрыв мужчин от их общин все чаще приводит к тому, что они, забрав семьи, окончательно переселяются в низовья Исаны и Ваупес или непосредственно на берега Риу-Негру. Здесь переселенцы устраиваются так же, как живут кабакло - профессиональные сборщики каучука, то есть селятся хуторами, каждая малая семья отдельно от других. Таким образом эти переселенцы порывают со своими родами и племенами и постепенно сливаются с кабокло. Этот процесс облегчается и ускоряется некоторыми факторами, характерными для зоны Риу-Негру.

Во-первых, и материальная и духовная культура сельского населения Риу-Негру, состоящего почти исключительно из кабокло, включает в себя много индейских элементов. Ассимиляция индейцев местным бразильским обществом не требует ни ломки индейских методов земледелия, ни приобретения новых навыков ведения лесных промыслов, так как техника сбора и обработки каучука еще с конца 19-го - начала 20-го века в равной мере знакома и племенным индейцам и кабокло. В основном сохраняется неизменной и техника земледелия, прежде всего выращивания и обработки маниока.

Во-вторых, между ассимилируемыми индейцами и кабокло Риу-Негру, как правило, нет языкового барьера. Зона Риу-Негру - единственный район Бразилии, где до сих пор преобладает не португальский язык, а лингуа жераль, который в 17-18 веках был широко распространен в Амазонии, но впоследствии почти повсюду вытеснен португальским. Лингуа жераль является не только языком бразильцев Риу-Негру, но был воспринят и значительной частью индейских племен района. У индейцев реки Исана он распространен до границы с Колумбией, вытеснив аравакский язык банива. Правда, на реке Ваупес на лингуа жераль говорят только в низовьях этой реки, ниже первых порогов, а выше их продолжают сохраняться диалекты тукано. Сохранению их способствует языковая политика салезианских миссионеров, пользующихся большим влиянием среди индейцев реки Ваупес.

Языковая политика салезианцев помогает им сохранять под своим контролем значительное число индейцев. Это обстоятельство создает лингвистический барьер между большей частью индейцев реки Ваупес, с одной стороны, и бразильцами Риу-Негру - с другой, и несколько. затрудняет ассимиляцию индейцев тукано по сравнению с банива.

В-третьих, ассимиляция индейцев района облегчалась тем, что до середины 20-го века почти все они были католиками, то есть принадлежали к тому же вероисповеданию, что и бразильцы Риу-Негру. В то же время верования бразильцев Риу-Негру не были чисто католическими, а включали многие индейские элементы, воспринятые в предшествующие века от коренного населения. Таким образом, религиозный барьер между индейцами и бразильцами района также отсутствовал, как в основном отсутствовали барьеры языковой и культурный.

Положение несколько изменилось лишь с начала 50-х годов 20-го века, когда через Колумбию к банива и тукано Бразилии проникли протестантские миссионеры из США. Их проповедь имела успех среди части индейцев. Одним из практических результатов перехода части индейцев в протестантство является возникновение религиозного барьера между индейцами-протестантами и местным католическим обществом бразильцев-кабокло.

При всей важности вышеперечисленных факторов главным факторам, способствующим ассимиляции индейцев, является их участие в экономической жизни района, зависящей по преимуществу от лесных промыслов, что не способствует образованию городских центров, где, как правило, сильнее дискриминация и более подчеркнута этническая и социальная слоистость.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:50:52