Главная - Неравномерность исторического развития и процессы колонизации - Колонизация португальцами бассейна Амазонки

Колонизация португальцами бассейна Амазонки

Амазонка была открыта на рубеже 15-го и 16-го веков, однако длительное время, примерно до середины 18-го века, она (за исключением устья) оставалась в основном вне зоны деятельности португальских колонистов. Первая попытка колонизации долины Амазонки принадлежит иезуитам, создавшим здесь свои миссии.

Важнейшей целью первоначальной колонизации Амазонки являлась добыча в ее лесах корицы, гвоздики, перца и других специй, а также дикорастущего какао и ценных пород древесины. Для этого организовывались экспедиции из порабощенных индейцев, которые в отличие от остальной Бразилии составляли здесь подавляющую часть рабов на протяжении всего колониального периода. Если на сахарных плантациях Восточной Бразилии использование рабского труда индейцев, не имевших достаточных земледельческих навыков, оказалось невыгодным, то для сбора продуктов тропического леса индейцы были прекрасно подготовлены всем своим предшествующим опытом.

Индейцы использовались не только для сбора лесных продуктов, но и для расчистки леса под плантации, для перевозки грузов, для охоты и рыбной ловли, для постройки фортов и других работ.

В 17-м веке и первой половине 18-го века иезуиты создали на Амазонке и ее притоках поселки, куда сселяли индейцев, принадлежавших к разным племенам. Из крещеных индейцев миссионеры организовывали специальные отряды по сбору ценных лесных продуктов. Христианизация служила для иезуитов мощным орудием порабощения индейцев и приносила большие доходы ордену Иисуса. Понятно поэтому, что миссионеры стремились сами осуществлять контроль над индейцами и препятствовали их порабощению светскими колонистами.

Экономическое соперничество между миссионерами и колонистами, также эксплуатировавшими индейцев, вередко выливалось в вооруженные столкновения. При этом миссионеры утверждали, что они защищают свободу индейцев.

Деятельность иезуитов способствовала созданию в Амазонии новой этнической общности. В миссионерских поселках жили индейцы, принадлежавшие к различным племенам. Это вело как к физическому, так и к культурному смешению индейских племен. Терялись племенные языки, заменявшиеся насаждавшимся миссионерами лингуа жераль. Под влиянием миссионеров индейцы воспринимали и некоторые элементы европейской культуры (особенно одежду и некоторые обычаи). Это по существу новое население Амазонии по своему физическому типу было индейским, но в культурном отношении представляло сплав, возникший в результате языковой и культурной консолидации десятков племен и взаимодействия их культур с европейской культурой, и было зародышем амазонского типа бразильца.

Индейцы миссионерских поселков уже не жили первобытнообщинным строем, а являлись по существу крепостными ордена Иисуса и других религиозных орденов, действовавших в Амазонии, и оказывались втянутыми в феодальную систему производства. Исчезла экономическая изолированность и самостоятельность, характерная для их предков, живших племенным строем. Лесные промыслы, ориентированные на внешний рынок, втягивали индейцев в сферу мирового товарного обращения и ставили их в зависимость от мировой конъюнктуры.

К середине 18-го века суверенная власть церковников в миссионерских поселках стала препятствием для дальнейшей колонизации Амазонии и ее эксплуатации в интересах метрополии. В 1755 г. поселки были переданы в распоряжение светских властей. В 1759 г. иезуиты, особенно яростно сопротивлявшиеся секуляризации миссионерских поселков, были изгнаны из португальских владений, а сами поселки были превращены в города. Таково, например, происхождение городов Фаро, Обидос, Макапа и многих других.

Премьер-министр Португалии маркиз Помбал издал также законы об уничтожении рабства индейцев и о предоставлении им равных прав с белыми, однако фактически эти законы остались на бумаге. Рабство индейцев сохранилось, изменились лишь их хозяева: вместо миссионеров ими стали португальские колонисты. Сам Помбал в одном из декретов предписывал, чтобы все индейцы-мужчины в возрасте от 13 до 60 лет зарегистрировались у назначенного правительством начальника поселения, где они жили. Половина мужчин каждого поселка должна была часть года бесплатно трудиться на португальцев, другой половине разрешалось в это время оставаться дома и работать для себя.

Политика маркиза Помбала была направлена на инкорпорацию индейцев в колониальное бразильское общество. Как мы отмечали, уже миссионеры, сселяя вместе индейцев из разных племен, обучая их католической религии, европейским ремеслам и обычаям, способствовали образованию в Амазонии нового общества. Но все же при миссионерах индейцы были изолированы от португальских колонистов. Маркиз Помбал стремился к ассимиляции индейцев. Эту цель преследовало преобразование миссионерских поселков в светские поселки и города, где могли жить и индейцы и белые. Той же цели служил закон об обучении индейцев португальскому языку вместо применявшегося миссионерами лингуа жераль.

Другой закон поощрял смешанные браки между португальцами и индейцами. За женитьбу на индианках португальские колонисты получали ряд льгот (земельные пожалования, бесплатные сельскохозяйственные орудия, освобождение от налогов и даже политические посты). В то же время осуществлялось дальнейшее порабощение индейцев, живших племенами.

Реформы Помбала резко ускорили процесс втягивания индейцев в колониальное общество и увеличили их участие в формировании бразильского народа, но не затронули значительной части индейцев, живших в стороне от главного течения Амазонки. Начало интенсивной колонизации глубинных районов зоны тропических лесов Южной Америки, и прежде всего Амазонии, датируется второй половиной 19-го века и непосредственно связано с так называемым каучуковым бумом. В это время в указанном районе жило несколько сот тысяч индейцев, принадлежавших к языковым семьям араваков, карибов, тупи, а также более мелким тукано, пано и другим. Доклассовые общины этих индейцев занимали притоки Амазонки и Ориноко. Что касается главного течения двух названных рек, то их индейское население уже было к концу 19-го века образовало низший социальный слой национального общества Бразилии, Колумбии, Перу, Боливии.

В конце 19-го - начале 20-го века каучуковый бум привел к заселению белыми и метисами многих притоков Амазонки и Ориноко, занятых до того исключительно или почти исключительно индейцами, жившими племенным бытом. В бразильской статистике нет точных цифр численности переселенцев в Амазонию в означенный период. По оценке известного бразильского экономиста С. Фуртадо, миграция в штаты Пара и Амазонас в 1872-1910 г.г. составила около 500 тыс. человек, в том числе с 1872 по 1900 г. при общем приросте населения этих двух штатов на 366 тыс. человек (в 1872 г. - 329 тыс., в 1900 г. - 695 тыс.) число переселенцев составило около 260 тыс. человек, а естественный прирост немногим более 100 тыс. Показателем широкой миграции в Амазонию может служить и то, что с 1872 по 1920 г. численность населения штата Амазонас увеличилась более чем в шесть раз - с 57 тыс. до 363 тыс., тогда как в среднем численность населения Бразилии за тот же отрезок времени возросла лиш втрое - с 10 млн. до 30 млн.

С истощением каучуковых лесов по берегам Амазонки сборщики каучука - серингейро стали расселяться по притокам этой реки и в течение нескольких лет колонизовали такие притоки Амазонки, как Шингу (за исключением верховьев), Журуа, Тапажос, Мадейру. В 80-х годах 19-го века серингейро распространились по реке Путумайо. При этом серингейро вступали в соприкосновение с индейскими племенами. Вооруженные отряды серингейро уничтожали индейские селения, убивали или уводили в рабство индейцев-мужчин, используя их на сборе каучука; женщин обращали в наложниц, детей продавали в города и поместья в качестве слуг.

В результате колонизации притоков Амазонки численность многих индейских племен резко сократилась. Например, когда серингейро впервые проникли на реку Путумайо, там насчитывалось около 50 тыс. уитото и родственных им племен, а к 1910 г. их оставалось 15-30 тыс., да и те спасаясь от насилий сборщиков каучука, бежали из района своего прежнего расселения на север и северо-запад. По той же причине ушли с больших рек и укрылись в наиболее недоступных уголках тропического леса и многие другие племена.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:51:04