Главная - Развитие малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России - Малые народы побережья Ледовитого и Тихого океанов на рубеже 19-20 веков

Малые народы побережья Ледовитого и Тихого океанов на рубеже 19-20 веков

Производительные силы малых народов побережья Ледовитого и Тихого океанов на рубеже 19-20 веков оставались крайне неразвитыми. В охоте и рыболовстве преобладали самодельные, часто пассивные орудия лова. Оленеводство носило примитивный характер. В качестве транспортного средства использовались оленьи или собачьи упряжки.

Несмотря на русское влияние и появление на Севере ружей (преимущественно устаревших типов), производительные силы малых народов составляли материальную основу лишь первобытнообщинного строя. Естественно поэтому, что хозяйство малых народов носило ярко выраженный натуральный характер. Подавляющая масса разнообразных продуктов главных отраслей хозяйства - охоты (на мясо-шкурных зверей и птиц), рыболовства, морского промысла, оленеводства - потреблялась самими производителями, лишь ничтожная часть их поступала в товарооборот. Разложение натурального уклада, господствовавшего у малых народов, происходило поэтому, главным образом, под воздействием не внутренних, а внешних торговых связей с пришлыми торговцами.

Процесс имущественной и социальной дифференциации из-за чрезвычайной трудности получения регулярного прибавочного продукта и его обмена протекал медленно. Проникновение на Север купцов, бессовестно грабивших местных жителей, несомненно, ускорило отрыв от трудящегося населения общинной верхушки и способствовало появлению местных торговцев. Тем не менее процесс классообразования только начинался. Эксплуатация коренного населения собственной общинной верхушкой носила зачаточный характер и чаще всего осуществлял ась в традиционных формах родовой взаимопомощи.

Групповые формы собственности все еще соперничали с индивидуальными и, пожалуй, даже преобладали над ними. Земля и крупные средства производства, требовавшие коллективного изготовления и применения, как правило, принадлежали всему производственному коллективу. Ловушками (загородями), ременными сетями для загонной охоты на оленей, запорами для ловли рыбы, крупными неводами, дощатыми лодками хантов и манси, илимхами кетов, байдарами чукчей пользовались в рамках примитивных производственных объединений, участие в которых определялось как родственными, так и соседскими связями.

Олени (как и добыча пушной охоты) принадлежали отдельным хозяйствам, но и они по традиции временно обобществлялись на период коллективного выпаса, например, в рамках ненецкой пармы и других аналогичных стихийных бытовых производственных объединений.

Широко сохранялось уравнительное распределение продукции не только коллективных, но и индивидуальных промыслов, а также различные формы совместного потребления. Ниматом называется у эвенков обычай первобытнообщинного распределения охотничьей добычи, состоящий в том, что охотник, добывший зверя, отдает его другому лицу, а тот, взяв себе шкуру, делит мясо между всеми присутствующими мужчинами - главами семей. Аналогичный раздел добычи, но в более узком кругу лиц - между членами охотничьей артели, называемый учуначиты, отмечен у орочей. Кроме нимата у эвенков существовал еще обычай берси, представлявший собой по существу помощь продуктами, не относящимися к охоте: домашнего оленеводства, покупными и лишь в частных случаях охоты. Берси разумеется только как односторонняя помощь (бедным). Обмен продуктами между экономически равными считается взаимным подарком. Рыба, добытая как коллективно, так и индивидуально, совместно потреблялась в стойбище. Похожий обычай у орочей носил название бэлэчиматы.

Реликтом первобытнообщинного совместного использования продуктов и одежды был и обычай обязательного гостеприимства. Представление о его социальной сущности дает следующее пояснение. Если ороч заходил в жилище сородича или соседа по стойбищу, то его приглашали сесть на почетное место "малу" и угощали пищей или табаком. В соответствии с обычаем гостеприимства можно было себе позволить приехать на долгое время в гости к родственникам независимо от того, на каком расстоянии от них проживали. Несмотря на то что между гостем и хозяином почти невозможно было восстановить родственные связи, приехавший пользовался всеми правами члена его. семьи. Порою такие "гости" годами не работали, живя за счет других людей, которые безропотно кормили и одевали их.

Будучи по форме родовыми, эти обычаи в обстановке ослабления родственных связей стали фактически охватывать весь коллектив соседской общины, складывающейся на месте родовой. К тому же товарная продукция, например пушной охоты, присваивалась индивидуально и как бы выпадала из традиционных форм распределения и потребления.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:48:39