Главная - Развитие малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России

Развитие малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России

Находившиеся в конце 19-го - начале 20-го века на грани вымирания 26 малых народов Крайнего Севера и северо-востока России миновали в своем развитии по существу все этапы общественного развития. Благодаря всесторонней поддержке и помощи государства эти народы в течение жизни одного поколения шагнули почти из каменного века к современному хозяйству и от общинно родственных форм социальной организации - к современным образу жизни и культуре.

Ко времени включения Сибири в состав Русского государства населяющие ее малые народы находились на стадии распада родовых и формирования территориальных социально-экономических связей. У них произошла уже социальная дифференциация, однако процесс классообразования в основном еще не начался. За 300 лет пребывания этих народов в составе Русского государства в их хозяйстве и общественном строе произошел ряд существенных изменений. Получили развитие товарные отрасли хозяйства - пушная охота и рыболовство на крупных реках. Сибирь стала колоссальным источником обогащения как казны (только в виде ясака она давала ежегодно более 200 тысяч одних соболей), так и заезжих русских и американских купцов (прибыли последних достигали 2500% от вложенного капитала).

В этом отношении за века, прошедшие со времени присоединения Сибири к России, мало что изменилось. Если хлынувшие на восток после экспедиции Ермака купцы "медные котлы продавали за столько соболиных шкурок, сколько их помещалось в котле", то в начале 20-го века за одного песца ненец получал у торговца 5 свинцовых пуль, 1 кирпич чая или фунт табаку.

В связи с ростом товарного хозяйства и деятельностью торговцев получили определенное развитие частнособственнические отношения, создалось сложное переплетение первобытнообщинных социальных институтов и норм с отношениями, характерными для классового общества.

Тем не менее до начала 20-х годов 20-го века 9 млн. кв.км Северной и Северо-Восточной Азии, населенных малыми народами общей численностью около 160 тысяч человек, оставались самой отсталой окраиной России. Промышленных предприятий здесь по существу не было, постоянное русское население было незначительным и имело, как правило, низкий культурный уровень.

Коренное население (за исключением якутов) состояло из небольших этнических групп, насчитывавших от нескольких сот до 10-20 тысяч человек, занимавшихся экстенсивным оленеводческим, рыболовецким, охотничьим хозяйством и рассеянных на огромной территории (так, эвенки с эвенами населяют территорию от Енисея до Охотского моря протяженностью около 8 тыс. км). В царской России малые народы Сибири - ненцы, ханты, манси, нганасаны, эвенки, чукчи, коряки и другие - не имели политических и гражданских прав, официально именовались "инородцами".

Советская власть на Севере была установлена с запозданием на пять-семь лет по сравнению с центральными районами России. Тем не менее уже к концу 30-х - началу 40-х годов 20-го века в первичные кооперативы было вовлечено подавляющее большинство коренного населения, а к концу 50-х - началу 60-х годов в этих районах были окончательно завершены коллективизация и техническое оснащение оленеводческого и промыслового хозяйства.

Критерием использования общинно родственных структур и групп в качестве первичной ячейки кооперирования являлась относительная прочность хозяйственных связей населения и неразвитость эксплуатации внутри общины. Что же касается общей оценки трудностей этого процесса, то главным препятствием, тормозившим преобразования 20-го века на Крайнем Севере и северо-востоке России, были не столько сами общинные формы труда и быта, сколько архаическая материальная база промыслового хозяйства малых народов. Напротив, сохранность социальных институтов первобытнообщинного строя и общины обеспечила этим народам определенные преимущества социально-психологического плана: социальные привычки, традиции, обычаи доклассового характера нередко были благодатной почвой для становления новых общественных и производственных отношений, в частности для утверждения и развития чувства коллективизма и товарищеского отношения людей друг к другу.

Опыт развития малых народов российского Севера показал, что в условиях организационного руководства и всесторонней материально-технической помощи государства первобытнообщинные социальные институты могут быть определенным образом использованы в поступательном движении. Такой путь ликвидации исторической отсталости является наиболее перспективным, наиболее быстрым, наиболее гуманным путем приобщения не порвавших еще окончательно с первобытнообщинным строем народов к новейшим достижениям современной науки, техники и культуры.

Сегодняшнее число: 20.02.2018 04:47:10