Главная - Чудесные исцеления в прошлые века - Местное население, их язык, обычаи и верования

Местное население, их язык, обычаи и верования

Весной все вокруг покрывалось кожаными ярангами: с рек Россомашьей и Медвежьей, с Омолона и Чукотского Носа везли охотники меха, пригоняли стада оленей. Открывалась местная ярмарка. Без боли не мог честный и справедливый Владимир Германович смотреть на эту «торговлю». Сплошной обман и прямое обворовывание неграмотных и детски наивных людей. Колымские купцы за пачку кирпичного чая или фунт папушки (табака) выменивали у них серебристых чернобурок и валютных соболей. А то и того проще. Поведут охотника в кабак, напоят сердитой водой (так чукчи называли водку), и вся его зимняя добыча даром переходила в руки хапуг. Сам дарил в пьяном умилении «хорошим» людям. Протрезвеет человек, кинется правды искать - а где ее найти?

Спаивавших его купцов и след простыл, целовальник да староста над ним же посмеются: «А зачем пил, пить не надо было, пьяница». Оно и понятно, местное начальство всегда хороший калым с таких сделок имело. Вот и возвращается охотник в свое стойбище с пустыми руками - сам гол и к голой семье. Погорюет, пожалуется таким же обездоленным беднякам, да и в лес на промысел.

Стал Владимир Германович ближе сходиться с местным населением, изучать их язык, обычаи, верования. Часто давал полезные советы. Приобщая их к культуре, оказывал несложную медицинскую помощь. Полюбили его за это чукчи. Зато местное начальство, наблюдавшее за ссыльным, весьма неодобрительно смотрело на такую деятельность.

Вскоре Богораз получил приглашение от Русского географического общества принять участие в научной экспедиции, направлявшейся в самые глухие, неизведанные места края для изучения быта чукчей и окружающей их природы. Владимир Германович с охотой согласился.

Там-то, в самом сердце тундры, в стойбищах оленных людей и увидел он то, что имеет прямое отношение к нашему рассказу о гипнозе.

Подружился Богораз со старшиной чукчей Эттигином. Часто захаживал он в ярангу сообразительного и добродушного оленевода Айнанвата. И тот все больше и больше привыкал к нему. Когда уже отношения стали совсем приятельскими, Владимир Германович начал расспрашивать о том, что его особенно интересовало и о чем, как он это хорошо понимал, с чужим человеком чукча откровенно говорить не станет, - о духах, о их роли в жизни оленных людей, о причастности духов к болезням и к лечению от этих болезней. Попыхивая своей деревянной длинной трубочкой и с наслаждением вбирая в себя едкий дым табака, Айнанват шутливо погрозил Богоразу пальцем:

- Все узнать хочешь - про келет (так у чукчей называются духи) узнать хочешь. А что, если хозяева рассердятся на Айнанвата и накажут его?

Настала томительная пауза. Оба собеседника выжидательно молчали.

Вдруг чукча похлопал своего гостя по плечу:

- Расскажу, все расскажу. Ты хороший человек, ты чукчей любишь, тебе можно рассказать. Хозяева сердиться не будут - ты свой. Келет всем владеют, все могут. Одни келет принадлежат тундре - они пугливы, другие келет хозяева озер, есть страшный келет заразы - вот о нем тебе расскажу...

Сегодняшнее число: 18.02.2018 21:06:51