Главная - Чудесные исцеления в прошлые века - Чудесные исцеления в христианстве

Чудесные исцеления в христианстве

Огромную роль миф о «чудесных исцелениях» занимает и в позднее возникших религиях, в частности - в христианстве, которое с самого своего появления окружило ореолом всесильного врачевателя Иисуса Христа. Среди многих чудес, о которых повествуется в евангелиях, исцеления занимают первое место. В одной только восьмой главе Евангелия от Матфея говорится об исцелении слуги сотника благодаря сказанному Христом: «иди и, как ты веровал, да будет тебе», об исцелении прокаженного прикосновением руки Иисуса, об исцелении горячки, а также о том, как «к нему привели многих бесноватых, и он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Вечером того же дня Христос исцелил еще двух «весьма свирепых» бесноватых, переселив из них бесов в стадо свиней. «И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде».

В этом и других евангелиях рассказывается также об исцелениях слепых и немых, о мгновенном избавлении от кровоточивости женщины, страдавшей этим заболеванием в течение двадцати лет, о многочисленных исцелениях расслабленных.

За Иисусом Христом ходят всюду толпы слепо верующих в него людей, слава о творимых им чудесах опережает его самого. Люди толкаются, силясь пробиться поближе к нему, тянутся со всех сторон, чтобы коснуться его одежды. Сам Иисус, как свидетельствуют тексты Нового завета, использует силу зажженной им веры. Он говорит столпившимся вокруг него людям, жаждущим исцеления: «по вере вашей да будет вам» (Евангелие от Матфея, гл. 9, ст. 29).

Эти слова привлекли наше внимание прозвучавшей в них долей подлинной правды о «чудесах» исцеления. Вера - да это фактически то же самовнушение, о реальной значимости которого писал Ж.-М. Шарко. Да, это именно доля, часть, момент истины. А рядом и приукрашения, и преувеличения, и чистая фантастика, миф или оставшееся непонятным...

Читаем и перечитываем текст и видим мозаику, смесь реального и придуманного, смесь несовместимых и вместе с тем трудноразделимых вещей. Неразделимый сплав реального и несуществующего - наихарактернейшая черта всех священных текстов (естественно, не только христианской, но и других религий). Вымысел и правда, небыли и были в них сосуществуют отнюдь не мирно. Пышно разукрашенный вымысел ищет себе в скромной правде опору, он питается ею, за счет нее растет в силе своего воздействия на сознание и души людей. Ведь те реальные, вполне правдоподобные (они так же были возможны в евангельские времена, как повторяются и сегодня в будничной обстановке всех психотерапевтических клиник мира) «чудеса» исцеления больных словом врачевателя не просто нечто реальное. Это одни из самых желанных, страстно ожидаемых событий, жизненно нужных и больным, и их близким, и даже совершенно посторонним людям, ибо они и им несут надежду - «потребуется - и меня спасут».

Такое соседство, такая опора для легенды и крылья и огонь. Эта реальность, тонко вплетенная в вымысел, способствует распространению веры вширь, во все стороны, и возжигает эту веру, увеличивает ее интенсивность и глубину воздействия. Неприметно для сознания того, кто увлеченно слушает вероучителя или сказания о нем и его делах, вымышленное подменяет правдивое, а затем и просто подминает его. И там, где должно отыскиваться ясное знание того, почему и как совершается исцеление, кажущееся «чудесным», возгорается вера в существование и темное всемогущество «сверхъестественных» сил, сил далеких и необъятных, недоступных простому смертному, парящих вне времени и пространства, вне мира людей, над этим миром. Нет, ими нельзя овладеть, их можно только молить о помощи. Надежда, конечно, хоть какая-то надежда, но как она мала, как принижает представление человека о самом себе.

Сегодняшнее число: 18.02.2018 21:11:40