Главная - Генетика и этические проблемы - Улучшить человеческую природу

Улучшить человеческую природу

Достижения селекционеров подтолкнули некоторых биологов в конце XIX - начале XX века поставить вопрос о применении методов отбора к человеку как с целью сократить число больных или физически и психически неполноценных людей, так и с целью существенно улучшить человеческую природу.

Солидной научной основы подобные предложения не имели, и евгеника оказалась не истинной наукой, а псевдонаукой. Тем не менее евгеника стала заметным общественно- политическим явлением, особенно в США.

В начале XX века были разработаны способы измерения умственных способностей человека, его так называемого коэффициента интеллекта (IQ). Широкие исследования с использованием этого коэффициента выявили два безусловно реальных явления и одно крайне сомнительное, но принятое в ту эпоху на веру.

Во-первых, оказалось, что все люди отличаются по своему IQ, причем если определять содержание в какой-то группе людей индивидов с большим или меньшим IQ, то получается такая же картина, как, например, с человеческим ростом. Численно преобладают люди со средними способностями, реже встречаются со способностями выше и ниже среднего, наконец выдающиеся по величине IQ, «гении», как и с крайне низкими значениями IQ, «идиоты » - редки, подобно тому, как редки великаны и карлики.

Во-вторых, оказалось, что различия по IQ наследуются, этому свидетельствовали сходство значений IQ у детей и родителей и практически полное совпадение величин IQ у однояйцовых близнецов, у которых генотип, то есть полученный от родителей набор генов, идентичен. Все последующие, проведенные до настоящего времени исследования подтверждали описанную картину изменчивости и наследования умственных способностей. Разумеется, за почти сто лет изучения этой проблемы методы анализа были значительно усовершенствованы, а представления о генетической обусловленности способностей углублены и развиты.

Третье наблюдение, особенно взволновавшее общественность, убедительно подтвердить не удалось. В первых исследованиях оказалось, что разные народы или представители разных рас имеют неодинаковые средние значения IQ, наиболее высокие - белые американцы англосаксонского происхождения.

Вопрос этот переисследовался и горячо дискутировался до 70-х годов XX века, обсуждался и позднее, но нам в данном случае важно не нынешнее состояние этой проблемы, а те социальные выводы, которые были сделаны еще в 20-е годы.

Распространилось мнение, что есть более одаренные народы - жители Северной Европы, от которых происходят и белые американцы, и менее развитые умственно - негры, евреи, жители Южной и Восточной Европы. Поскольку до Первой мировой войны и после ее окончания происходила достаточно массовая эмиграция европейцев в Америку (в основном - бедных, малообразованных и плохо или совсем не знающих английского языка, что и было основной причиной их низкого IQ при тестировании), были приняты законодательные акты, устанавливающие разные квоты для эмигрантов разных национальностей. Наиболее известный из них - Акт ограничения иммиграции 1924 года.

Хотя строгими генетическими методами преимущественное влияние наследственности на человеческое поведение доказано не было, широко распространилось убеждение в том, что именно гены определяют криминальное поведение, алкоголизм и т.п. Социальные болезни попытались лечить евгеническими методами, предотвращая размножение как умственно неполноценных, так и социально опасных людей. В тридцати штатах США были приняты законы о принудительной стерилизации эпилептиков, слабоумных, преступников и «нравственных дегенератов». Здесь в 20-30-е годы XX века было стерилизовано не менее 20 тысяч человек.

С середины 30-х годов евгеническое движение в США и в других странах оказалось дискредитированным - мир ужаснулся практикой массового геноцида, проводившегося в фашистской Германии и оккупированных ею странах под лозунгами чистоты расы, расовой гигиены и при разделении народов на высшие и низшие. В Германии в эти годы было стерилизовано 250 000 человек, а миллионы «неполноценных» - физически уничтожены.

Хотя несколько выдающихся генетиков в СССР в 20-е годы увлеклись идеями евгеники, в СССР евгеника не получила заметного распространения и не стала основой каких-либо социально-политических акций.

Оценивая евгенику с позиций современной науки, следует сказать, что в период расцвета евгенических идей и движений она не имела серьезной научной базы. Умственные и поведенческие признаки человека являются результатом сложных взаимодействий генотипа и воспитания (среды), причем вклад того и другого фактора различен для разных признаков, в разных семьях и обществах. Опыт животноводов показывает, что отбор, проводимый по внешним признакам, без учета конкретного генотипа животных, малоэффективен и его результаты могут проявиться лишь в весьма отдаленных поколениях.

Если бы евгенические рекомендации о предотвращении размножения умственно неполноценных стали бы широко проводиться в жизнь, это не привело бы к быстроощутимому изменению уровня интеллекта в человеческом обществе. То же самое, и с еще большей уверенностью, можно было бы сказать относительно асоциального поведения, которое является результатом воздействия прежде всего социальных, а не генетических факторов.

Сегодняшнее число: 19.02.2018 07:09:18